Часть 4
Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата.
Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно испытана и на Земле и в космосе. Уже десять «Союзов» вернулись с орбиты на Землю, и эти клапаны всегда срабатывали безотказно.
На трех из этих десяти пришлось летать мне, и ни у кого они не вызывали и тени подозрения. Открытие их происходило в несколько этапов, под контролем автоматики. И то, что случилось, казалось немыслимым… Но факт остается фактом…
Совершенствуя технику, конструкторы прежде всего заботятся о повышении ее надежности. И техника действительно становится все более и более надежной, заметно облегчается управление ею. И тем не менее предусмотреть все случайности не удается…
Разгерметизация произошла настолько неожиданно и так стремительно, что предпринять каких-либо мер для своего спасения космонавты не могли. Они, возможно, даже не успели определить истинной причины аварии…
Похороны героев состоялись на Красной площади в Москве. Урны с их прахом были установлены в кремлевской стене. На родине героев поставлены памятники… Но лучшим памятником экипажу «Союза-11» служат новые орбитальные станции и космические корабли, которым они проложили дорогу в космос…
Все системы и конструкция корабля и станции подвергались новым скрупулезнейшим испытаниям и на стендах на Земле, и в реальном космическом полете беспилотных аппаратов. Общими усилиями велась большая работа по повышению надежности космических систем…
А штурм космоса между тем продолжался… Выводились на околоземные орбиты все новые и новые искусственные спутники Земли — и исследовательские серии «Космос», и метеорологические серии «Метеор», и спутники связи серии «Молния».
В декабре 1971 года достигли Марса наши автоматические межпланетные станции «Марс-2» и «Марс-3». Впервые в мире спускаемый аппарат советской межпланетной станции мягко опустился на поверхность этой загадочной планеты. На Луне продолжал работать наш «Луноход», удивляя всех своим колоссальным запасом прочности.
Его работа продолжалась уже почти год — намного больше запланированного срока. «Луноход» проделал путь свыше десятка километров, передал на Землю сотни снимков и другой информации. В феврале 1973 года «Луна-20» доставила на Землю с поверхности Луны очередную порцию лунного грунта. В июле 1972 года спускаемый аппарат станции «Венера-8» совершил управляемый спуск в агмоферу этой планеты и посадку на ее поверхность…
Продолжали свои космические исследования и американцы, В конце 1971 года состоялась их очередная экспедиция на Луну. «Аполлон-XV» доставил на поверхность нашего естественного спутника еще двух астронавтов — Дэвида Скотта и Джеймса Ирвина, а третий член экипажа — Альфред Уорден ожидал товарищей на окололунной орбите.
С Дэвидом Скоттом и членами его семьи я познакомился еще в 1969 году в Париже, когда был приглашен для участия в работе авиационного салона. Естественно, что за его полетом я следил с особым интересом и вниманием. Дэвид и его товарищ по экипажу пробыли на Луне более трех суток. Они впервые испытали устройство, служащее для передвижения по поверхности Луны, — механическую тележку. Полет к Луне и возвращение на Землю прошли у них без особых происшествий, и я от души поздравил Дэвида с успехом.
Когда мне несколько позже пришлось побывать в США, мы встретились с Дэвидом Скоттом, и он подарил мне на память свою фотографию, сделанную Ирвином на Луне, Дэвид стоит возле огромных каменных глыб, между которыми астронавтам приходилось проезжать на своей «тележке».
Следующая экспедиция на Луну состоялась в апреле 1972 года. В экипаж космического корабля «АполлонXVI» входили Джон Янг, Томас Маттингли и Чарльз Дьюк. Они благополучно достигли района Луны, но после отделения лунной кабины от основного блока обнаружились неполадки в работе двигательной установки основного блока и встал вопрос о целесообразности высадки астронавтов на поверхность Луны.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…
С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……
Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…
Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…
Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот. В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости. «Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в…
В конце 1971 года меня назначили руководителем подготовки космонавтов. На этом посту я сменил генералполковника Н. П. Каманина. Имя Николая Петровича Каманина хорошо знакомо каждому советскому человеку. Да и не только советскому. Николай Петрович — один из первых Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде стоит № 4. Почти полвека назад он принимал участие в…
Встал на повестку дня вопрос о дальнейшей эффективности космических исследований, о решении с помощью космонавтики прикладных задач в интересах науки и народного хозяйства нашей страны. В связи с этим значительно расширялся диапазон деятельности космонавтов. При малой численности экипажа станции требовалась более разносторонняя их подготовка. Нужно было менять старую схему подготовки, смелее выходить за пределы ЦПК,…
Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…
Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…
Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….