Невероятно, но факт!

Часть 16

Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром.

На «Салюте-5» были применены и новые устройства для подогревания пищи, для освежения хлеба и поддержания его вкусовых качеств. Кстати, впервые на этой станции медики проводили эксперимент по определению вкусовой чувствительности космонавтов.

Члены экипажа пробовали на вкус пропитанные разными растворами бумажки и записывали в бортжурнал свои впечатления — кислые они или сладкие, горькие или соленые, приятные на вкус или нет.

Каждый «космический» день космонавты начинали с утреннего туалета — мытья рук, лица, шеи, чистки зубов, бритья усов и бороды. Жалели только об одном, что нет на борту «космической бани», но и эта проблема успешно решается — уже разрабатывается проект установки, которая получила условное название «космический душ». Она позволит космонавтам испытывать в космосе те же ощущения, что и при пользовании настоящим душем на Земле.

Для организации отдыха космонавтов на борту станции имелись библиотечка, альбомы для рисования, шахматы, набор диапозитивов, которые можно было просматривать с помощью особого «информационного устройства». Друзья космонавтов позаботились и о сюрпризах. В набор диапозитивов, который формировал каждый космонавт по своему вкусу, подсунули веселые карикатуры и дружеские шаржи.

24 августа, завершив выполнение намеченной для них программы, космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов вернулись на Землю.

Через три недели в космос стартовал «Союз-22». В его экипаж вошли Валерий Федорович Быковский и Владимир Викторович Аксенов. Но орбита этого корабля пролегала в стороне от «Салюта».

Он выполнял автономный полет со своими целями и задачами. Этот полет проводился в рамках программы «Интеркосмос» — программы широкого сотрудничества социалистических стран в деле исследования и освоения космического пространства в мирных целях. За десять лет осуществления этой программы с наших космодромов с помощью наших ракетносителей в космос были выведены два десятка спутников «Интеркосмос», в создании которых приняли участие ученые и конструкторы Болгарии и Венгрии, ГДР и Кубы, Польши и Чехословакии и некоторых других стран.

И вот теперь на пилотируемом космическом корабле «Союз-22» была установлена уникальная аппаратура — многозональная фотокамера МКФ6, разработанная специалистами ГДР и СССР и изготовленная на народном предприятии «Карл Цейс Йена» в Германской Демократической Республике.

Фотокамеру МКФ6 только условно можно было назвать камерой. На самом деле это сложнейший фото агрегат, имеющий шесть объективов и шесть специальных камер с особыми кассетами для пленок различных типов, на которых можно запечатлевать изображение земных и космических объектов в широкой гамме спектра от ультрафиолетового до инфракрасного. Недаром программу съемок этим агрегатом назвали «Космической радугой».

На каждом кадре этого чудоагрегата фиксировалась территория земной поверхности площадью в 20 000 квадратных километров. Все его шесть камер работали настолько синхронно, что на Земле в специальном проекторе можно было свести шесть кадров в один.

При различных комбинациях этих кадров можно было выделить на снимке любое нужное для исследователей природное образование в «самом выгодном для него свете».

Так, на снимках, сделанных из космоса камерой МКФ6, можно отличать по цвету леса, состоящие из разных пород деревьев; уже спелые хлеба от только еще созревающих; поля со всходами озимых, участки посевов, пораженные болезнями или насекомымивредителями. Представляете, как это важно для земных дел!

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 11

Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…

Часть 12

Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….

Часть 13

Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Часть 15

В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…

Часть 1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…

Часть 18

Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…

Часть 2

На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…

Часть 3

С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!