Работа по листам взаимоконтроля
Чрезвычайно важной формой первичного повторения изученного материала при работе в новых методических условиях являются уроки взаимоконтроля.
Принцип быстрого движения вперед может быть реализован в конкретной практике только при условии внедрения таких форм повторения, которые обеспечивали бы надежность усвоения программного материала всеми, без каких-либо исключений, учащимися.
Эту задачу решает работа по листам взаимоконтроля, которая в равной степени может быть эффективно использована и при работе в традиционных условиях.
Обратимся к конкретному примеру. На изучение первых 19 параграфов учебника математики IV класса экспериментальные программы отводят 5 уроков.
На шестом уроке, после выполнения письменных работ и устных ответов учащихся, учитель раздает ребятам листы с вопросами по всем разделам, изученным на первых 5 уроках.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Опрос учащихся второй группы продолжается 15— 17 минут. За это время каждому ученику можно задать не более 2—3 вопросов и закончить только первый цикл работы по листу. Не следует забывать, что в этой группе учащихся и быстрота реакции, и стилистика самих ответов качественно ниже, и потому общее время ответов немного больше. Это естественно, и это…
Кто-то ускользнул, кто-то словчил, кто-то прикинулся казанской сиротой, кто-то просто сбежал. Изловчитесь, удержите в руках одновременно 5—6 крупных, только что вынутых из пруда карпов. Его и одного-то не знаешь сразу за какое место ухватить — скользкий, гибкий, резкий,— ему нет дела до того, с добрыми или недобрыми целями выхватили вы его из родной стихии! Так…
Удобнее всего работу строить так, чтобы на каждого консультанта приходилось не более двух отставших от класса ребят. В наиболее благоприятных случаях объяснение и опрос продолжаются до 30 минут, в худших — до 45 минут. После доклада консультанта о готовности его группы к ответу учитель задает каждому ученику 7—8 вопросов. Заметим сразу, что ответственные за подготовку…
В тех же случаях, когда на работу в условиях новых требований переводились три и более учебных предмета, активные трудовые навыки к исходу 2—3 месяцев работы приобретали даже совершенно безнадежные в прошлом ученики. И в этом нет ничего удивительного: один учитель далеко не всегда может оперативно откликнуться на каждый сигнал тревоги. В случае же, когда в…
Классы. Римские цифры. Знаменатель. Числитель. Обозначение отрезка. Свойство отрезка. Длина отрезка. Применение шкал. Свойства прямой линии. Обозначение прямой линии. Параллельные прямые. Луч. Обозначение луча. Бесконечная шкала. Натуральный ряд. Свойства натурального ряда. Что значит выполнимость действия? Пустое множество. Элементы множества. Множество планет Солнечной системы. Принадлежность элемента к множеству. Конгруэнтные фигуры. Примеры конгруэнтных фигур. Обозначения больше и…
Поскольку первые два этапа урока занимают не более 27 минут, в распоряжении учителя остается еще 18 минут. Этого времени вполне достаточно, для того чтобы неторопливо, обстоятельно и четко самому ответить на все 37 вопросов листа. Правда, для экономии времени чтение вопросов нужно поручить одному из учащихся. В этом случае темп урока становится предельно высоким, а…
Кроме того, велика ли мудрость — дать определение параллельным прямым и привести примеры их из геометрии и жизни, вычертить луч и показать на доске способ письменного обозначения луча? Эти понятия вседоступны, и позволить наиболее быстродумной части учащихся выпятить свои преимущества перед теми, кто мыслит несколько медленнее,— педагогически бестактно, если не сказать больше. Никогда не следует…
До 40 уроков в год! И на всех этих уроках в классах присутствуют не программно-вычислительно-запоминающие устройства, а живые люди — дети — с великим множеством неповторимо различных чувств, реакций и взаимоотношений. Создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта — первейшая заповедь педагога-наставника. Поверхность изложения, на которую было указано как на вторую…
Прежде чем приступить к описанию структуры следующего урока, поясним сам смысл слова взаимоконтроль. Суть его в том, что при подготовке к ответам учащиеся многократно контролируют друг друга, а вся работа над вопросами листа проходит в обстановке активной товарищеской взаимопомощи. В некотором роде такая же работа наблюдается и при подготовке к письменным ответам, но в данном…
Но вот ребята уже на местах. Перед каждым небольшой листок бумаги с его фамилией и именем. Рядом — ручка. У передней кромки столика — флажок. Начинается опрос. Учитель называет фамилию одного из учеников и предлагает ему ответить на первый вопрос. Этот ответ сопряжен с записями на доске, и поэтому ученик выходит из-за своего столика и…