Невероятно, но факт!
Главная / Направления поиска

Направления поиска


В. Ф. Шаталов находит возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников. В этом смысле автор реально осуществил и методически интересно «аранжировал» разрабатываемые в советской психологии общие идеи управления деятельностью школьников (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.).

Какие же конкретные формы имеет учебная деятельность у учеников В. Ф. Шаталова?

Назовем основные из них. Усвоение нового материала происходит сначала в форме прослушивания материала, преподносимого учителем с помощью наглядных средств — листов с опорными сигналами. Здесь, как отмечает автор, работает «блоковое восприятие» особым образом организованного материала. Затем — изучение листа с опорными сигналами, полученного от учителя, его письменное воспроизведение.

После этого активная работа с «опорными сигналами» учебного материала, выполнение (примерно раз за 15—20 уроков) творческой работы по составлению такого конспекта и т. д. Психологически это означает формирование учителем приемов смысловой переработки текста, использование учениками опорных сигналов как средств организации своей учебной деятельности, приемов мнемотехники, развитие у школьников общих методов культуры умственного труда.

Примечательно, что, по наблюдениям В. Ф. Шаталова, учащиеся широко применяют эти приемы при работе с новыми текстами.

В этом смысле листы с опорными сигналами В. Ф. Шаталова по сути весьма близки к оперативным схемам действия П. Я. Гальперина, к работе с признаками, свойствами изучаемых понятий и их записью в определенной системе на карточках согласно теории поэтапного формирования умственных действий. Сама идея глобальных, укрупненных тем прорабатывается психологически в виде «основных единиц усвоения» (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.).

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Ответ по готовому листу

Ответ по готовому листу совершенно правомерен: письменное воспроизведение опорных сигналов — обязательный элемент каждого урока после изложения нового материала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся. Закончив рассказ по опорным сигналам первого блока, ученик вернется на место и выполнит в тетради рисунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем…

Не 4, а 12!

А сейчас снова вернемся к первым 12 минутам того же урока. Если вы помните, учитель вызвал к столу не одного, а двух учеников. Один из них включил магнитофон. А второй? Второй подошел к учителю и по такому же листку с опорными сигналами начал рассказ первого абзаца, но так, чтобы слышать его мог только учитель. Это…

Более 45 минут!

В результате только на уроках математики каждый ученик получает еженедельно 3 оценки за письменные работы, 1—2 за устные ответы и непрерывно принимает участие в анализе различного рода упражнений. Вся эта работа проводится не в плане усиления контроля, а в плане повышения трудовой сознательности ребят. Разве учитель или инженер приходят на работу каждый день по той…

Де-мо-сфе-ны!

…Урок географии в VI классе (восьмилетней школы № 28 г. Донецка). Учитель — отличник народного образования УССР М. С. Винокур. На уроке присутствует группа преподавателей ленинградских техникумов. — Странно,— говорят они после урока,— ваши шестиклассники отвечают значительно грамотнее, четче и обстоятельнее, чем студенты первых курсов… Урок математики в IV классе средней школы № 105 г….

Эксперимент

«Для эксперимента были взяты обычные два класса — IV А и IV Б. За один год был изучен материал IV и V классов. Ребята научились логически мыслить и излагать учебный материал, работать вдумчиво и сосредоточенно. Уроки математики стали для ребят самыми интересными. После этого учебного года работать в школе по-старому нельзя. Только при новой методике…

Восхождение по спирали, или зона переноса

Такое развитие речи напоминает восхождение: успехи по спирали, в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу структуры литературных произведений. Процесс восхождения идет непрерывно на протяжении всех лет обучения в школе и, как показали многолетние наблюдения, не прекращается в стенах высших учебных заведений. В…

Без страха и упрека

В последние годы дефектологи и гигиенисты все чаще и чаще обращаются к психологическим исследованиям причин развития различного рода заболеваний, негативно отражающихся на интеллектуальной деятельности некоторой категории подростков. Исследования эти необычайно интересны потому, что всем своим содержанием они отражают процессы, протекающие в экстремальных условиях состояния развивающегося организма. Но ведь в той или иной мере научные рекомендации…

Опрос учителя

Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все…

Изобретательные «пи-мезоны»

Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители ежедневно задают одни и те же вопросы. Первый: «Вызывали?» Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно. Но среди них есть одна, на наш взгляд, весьма существенная. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и…

Творчество учащихся

Творчество учащихся — это всегда отзвук творчества самого учителя. Каждая страница брошюры раскрывает многочисленные методические находки учителя: большая доска для ответов 6—8 учащихся с приспособлениями для удобства ведения урока (возвышение перед доской, «крылья» на доске и др.), справка-автомат в классе для учащихся, открытые стенды успеваемости на стенах, прием «релейные задачи» в ходе обучения, «педагогический десант»…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!