Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Опорные сигналы

Опорные сигналы


Внимательно рассмотрим еще раз перечисленные ранее 45 пунктов конспективно-тезисной обработки первого раздела этой брошюры. С некоторыми допущениями среди них можно выделить 4 обособленные группы вопросов.

  1. Вопросы, относящиеся к истории развития взглядов на дозировку времени уроков.
  2. Вопросы, связанные с проблемами и сложностями, вытекающими из работы в традиционных условиях.
  3. Новые виды опроса — магнитофонный и тихий.
  4. Развитие речи учащихся. Некоторые идеи экспериментальной методики. Предпосылки к творчеству при работе в новых методических условиях.

Сложность задачи, которую мы сейчас перед собою ставим,— в попытке найти кратчайший путь в совершенно не исследованном еще районе. Речь пойдет о вы боре и компоновке в блоки опорных сигналов, с помощью которых можно было бы при наименьшей затрате сил и времени воспроизвести по памяти в устном изложении весь материал первого раздела этой брошюры.

Отличие же этой брошюры от стабильного курса математики, физики или астрономии — в нестандартности и обилии самых разнообразных, практически неповторяющихся терминов. Здесь нет возможности униформировать однородные понятия и повторяющиеся логические переходы в единой системе опорных сигналов. Здесь многое от эмоций и образности, а это ведь индивидуальное, личностное. Оно сродни литературе, но никак не точным наукам. Но даже в этих условиях решение задачи просматривается на всех ее этапах.

Пройдем по ним:

  1. Обычно объем одного урока в старших классах охватывает не более 4—5 страниц текста учебника, и поэтому материал первого раздела этой брошюры следовало бы скомпоновать в 5 листах опорных сигналов. Усложним нашу задачу и попытаемся ограничить себя двумя листами. При такой концентрации материала весь курс истории VII класса можно было бы изучить всего за 25—30 уроков, тогда как в реальных условиях для этого отводится 58 уроков вместо 89, определяемых учебными программами. (По программам Министерства просвещения УССР в первом полугодии 2 урока в неделю, во втором — 3 урока, так как кроме курса истории СССР ребята изучают еще и историю Украинской ССР.).
  2. В 45 пунктах плана содержится около 1100 знаков. В пересчете на каждый лист — по 500—600 знаков. Но, как экспериментально проверено, за 12 минут даже при большом навыке выполнения письменных работ учащиеся IX—X классов не в состоянии воспроизвести более 400—500 печатных знаков. Поэтому средняя наполняемость листов с опорными сигналами не превышает 450 печатных знаков. Усложним нашу задачу и попытаемся в первый лист опорных сигналов включить 600 знаков первых 20 пунктов, трансформировав их в 350 знаков опорных сигналов.
  3. Не имея возможности дать читателю расцвеченный лист с опорными сигналами, предоставим возможность каждому выполнить эту работу самостоятельно. В окончательном варианте этот лист с опорными сигналами может выглядеть так.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Конспекты-схемы — естественный прием умственной работы

Следует отметить, что даже учащиеся младших классов после 2—3 месяцев обучения в новых методических условиях начинают активно использовать рациональные приемы работы с различного рода учебной и научно-популярной литературой в случаях, когда им необходимо готовиться к выступлениям в классе или в предметных кружках. Это можно наблюдать и во время уроков открытых мыслей, когда каждому ученику предоставляется…

Воспитательный резонанс

Еще в 1971 году, когда экспериментальную работу в 3 десятых классах начала учительница математики СШ№ 136 г. Донецка Р. З. Зубчевская, на один из вопросов проведенной в конце учебного года анкеты экспериментаторы получили на первый взгляд неожиданные ответы. На вопрос «В чем вы видите преимущества новой методики?» большинство учащихся, которые в прошлые годы имели очень…

Сделайте это, и вы поймете

А теперь самое сложное задание для читателей. По оставшимся пунктам рассмотренного ранее плана необходимо смоделировать еще одну страницу опорных сигналов, использовав при этом не более 300 печатных знаков. Не выполнив эту работу, невозможно представить, что такое выбор символов, компоновка их в логические блоки, художественное оформление отдельных узлов, а также общей картины страницы с опорными сигналами….

Что такое «творческий конспект» (В экспериментальных классах)

В экспериментальных классах на каждые 15—20 уроков приходилось не более одного, к которому бы ученики выполняли творческую работу по созданию листов с опорными сигналами. Так, при изучении географии в V классе предусматриваются две творческие работы (на 32 урока), при изучении физики в VI классе — две творческие работы (на 41 урок), при изучении астрономии в…

Наконец, еще один фактор — психологический

Создавая систему опорных сигналов, никто и никогда не в состоянии с первого предъявления получить лучший вариант. Обычно для этого приходится сделать 3—4 наброска, в значительной степени отличающихся от окончательного варианта. Но ведь запомнить-то нужно именно его! И вот это-то и оказывается необычайно сложным: в памяти сохраняется множество деталей первых вариантов. С листа бумаги убрать тот…

Размах исследовательской работы

Различного рода опорные сигналы, графические образы и схематические конструкции при изложении учебного материала с успехом применяются сейчас во всех учебных заведениях — от начальных школ до вузов. Эта работа пока носит полустихийный характер, что приводит, естественно, к трудностям и издержкам. Известно, что «если предложить группе преподавателей философии составить графическую схему по той или иной теме…

Три минуты при изложении нового материала

Три минуты при изложении нового материала — это вечность. Хотите убедиться? Пожалуйста. Отложите в сторону эту книгу, возьмите в руки часы с секундной стрелкой и попробуйте, не отвлекаясь, проследить за ее движением в течение 3 минут. Не читайте, пожалуйста, дальше. Проделайте этот маленький эксперимент. Закончили? Отлично. Хотели вы того или не хотели, но за эти…

Идея носилась в воздухе

А теперь вернемся к «виду доски». Рисунки и схемы, иллюстрирующие рассказ, можно выполнять с некоторыми допущениями, опуская малосущественные детали и поясняющие надписи. Все это с избытком компенсируется образностью речи учителя, движением его рук и демонстрацией соответствующих приспособлений. Сразу же после изложения нового материала учитель раскрывает опорный плакат — увеличенную копию листа с опорными сигналами —…

Дано. Требуется доказать. Доказательство

Объяснение нового материала. У разных учителей и на разных уроках оно может протекать в самых неожиданных формах. Но едва ли возможно найти хотя бы одно, во время которого учитель бы не сделал ни одной записи на доске. Иногда этих записей больше, иногда — меньше. Но представим себе на секунду немыслимый вариант: одному из учащихся класса…

Два дела одновременно продуктивно делать невозможно!

А в этом месте у некоторых читателей возникает желание предложить вести записи за учителем или лектором, как это делается сейчас и в школах, и в высших учебных заведениях, вместо того чтобы каждому слушателю вручать лист с опорными сигналами. Это предложение не имеет психологической основы: два дела одновременно делать невозможно, и доказать это совсем не трудно….

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru