Преодоление инерции
За что же все-таки двойка?
…Третья учебная четверть. VIII класс. Алгебра. Ребята изучают новый и необычайно сложный раздел «Логарифмы». Совсем недавно его изучали в X классе. Осмысленными действиями с логарифмами ребята овладевают долго и трудно, как и вообще всякими обратными функциями. Сплошь и рядом ребята уходят в ПТУ и средние технические учебные заведения, так и не разобравшись в премудростях логарифмических преобразований. Изучение логарифмов проводится в высоком темпе.
Едва разобравшись в существе и назначении нового раздела, начинают рассматривать свойства логарифмической функции, в считанные минуты пролетают в сознании приемы логарифмирования и свойства десятичных логарифмов. Прошло еще 2—3 урока. За это время были уже изучены все правила. И сверх того в классе было решено 15—20 примеров. Еще столько же было предложено решить дома. Казалось бы, сделано все, что предусмотрено методикой.
А вот он — унылый и неуклюжий — стоит у доски и ничего не понимает в этих немилых его сердцу логарифмах.
Двойка? А что же еще?
Так велит современная педагогическая наука. Прошло еще несколько уроков, и ученик вдруг начал ощущать, что не такие уж страшные логарифмы, как их рисуют. Становятся понятными и привычными правила логарифмирования, не бог весть какими сложными оказываются и свойства десятичных логарифмов.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
А двойка? Двойка стоит. Стоит незыблемо. Как монолит. Как взметнувшийся над шахтерским поселком террикон. Что она отражает? Знания. Какие знания? Ученик вполне прилично разбирается в том, что было ему непостижимо трудно еще на прошлой неделе. Замедленную математическую реакцию парня? Но разве это наказуемо? И потом, много ли среди наших учеников искрометных математических дарований? Каждый из…
С одной стороны, мы неустанно говорим и напоминаем о необходимости систематического и многопланового повторения, а с другой — уподобляемся тому самому вознице, который «все гонит вперед да вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу». Давайте отметим сразу: никакой вины авторов в циклическом расположении контрольных и самостоятельных…
Проблема результативности учебного труда встала сейчас перед педагогической наукой так непреклонно и требовательно, как никогда не стояла ранее. Если 20—30 лет назад нам остро недоставало специалистов с высшим образованием, и мы, что греха таить, иногда закрывали глаза на некоторые проблемы как школьного, так и высшего образования, то сегодня картина резко изменилась: научно-исследовательские институты, юридические консультации,…
Поднимая вопрос о качестве знаний учащихся, педагогическая наука начала все более и более проникать в святая святых всего процесса обучения — механизм становления творческой познавательной самостоятельности учащихся. Творческое отношение к учению прежде всего определяется высокой научной и общепедагогической подготовкой учителей. Однако высокая квалификация наставника сама по себе не станет источником творчества питомцев. Не менее важно…
Систематическая работа с опорными сигналами, как показали исследования, обеспечивает глубокие и прочные знания и творческое отношение к учебной работе. Ранее было показано, как в условиях работы по новой методике пробуждается у учащихся интерес к решению задач — практическому применению приобретенных знаний. Характер работы в новых условиях позволяет многократно повторять учебный материал уже в ходе его…