В чем же дело?
С одной стороны, мы неустанно говорим и напоминаем о необходимости систематического и многопланового повторения, а с другой — уподобляемся тому самому вознице, который «все гонит вперед да вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу».
Давайте отметим сразу: никакой вины авторов в циклическом расположении контрольных и самостоятельных работ нет. Здесь снова в завуалированном виде диктует свою волю все та же двойка. В математике давно уже определен тот минимальный уровень сложности, который должен присутствовать в каждой контрольной работе. Иные контрольные работы просто не будут допущены к массовому изданию.
Графики проведения контрольных работ определены столь же строго. Объединим эти два требования, и мы поймем, что и учителя, и авторы сборников ограничены, с одной стороны, строгими рамками времени, а с другой — необходимостью обеспечить установленный уровень знаний учащихся. Иначе в контрольных работах срывы будут следовать один за другим. А срывы — это двойки в отчетных ведомостях и классных журналах со всеми вытекающими из них последствиями… для учителей. Так обстоит дело с решением задач. С изучением теоретического материала — значительно хуже.
Суть даже не в том, что он идет нескончаемым потоком и что на повторение его (будь то история, география или биология) практически не остается времени, а в том, что даже у самого добросовестного, даже у самого лучшего ученика рано или поздно зарождается робкое сомнение. Проходит время, сомнение перерастает в растерянность.
Растерянность — в глубокий внутренний протест: зачем? Зачем же отдано столько сил, времени, если от всего ранее изученного в памяти остаются только отрывочные сведения, чаще других встречающиеся правила и законы, составляющие от общей массы прослушанного и прочитанного материала лишь незначительную, совсем незначительную часть? Это не нужно доказывать. Это не нужно подтверждать официальными инспекторскими проверками. Достаточно только каждому оглянуться на свое далекое или близкое школьное прошлое.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Поднимая вопрос о качестве знаний учащихся, педагогическая наука начала все более и более проникать в святая святых всего процесса обучения — механизм становления творческой познавательной самостоятельности учащихся. Творческое отношение к учению прежде всего определяется высокой научной и общепедагогической подготовкой учителей. Однако высокая квалификация наставника сама по себе не станет источником творчества питомцев. Не менее важно…
Систематическая работа с опорными сигналами, как показали исследования, обеспечивает глубокие и прочные знания и творческое отношение к учебной работе. Ранее было показано, как в условиях работы по новой методике пробуждается у учащихся интерес к решению задач — практическому применению приобретенных знаний. Характер работы в новых условиях позволяет многократно повторять учебный материал уже в ходе его…
А двойка? Двойка стоит. Стоит незыблемо. Как монолит. Как взметнувшийся над шахтерским поселком террикон. Что она отражает? Знания. Какие знания? Ученик вполне прилично разбирается в том, что было ему непостижимо трудно еще на прошлой неделе. Замедленную математическую реакцию парня? Но разве это наказуемо? И потом, много ли среди наших учеников искрометных математических дарований? Каждый из…
Проблема результативности учебного труда встала сейчас перед педагогической наукой так непреклонно и требовательно, как никогда не стояла ранее. Если 20—30 лет назад нам остро недоставало специалистов с высшим образованием, и мы, что греха таить, иногда закрывали глаза на некоторые проблемы как школьного, так и высшего образования, то сегодня картина резко изменилась: научно-исследовательские институты, юридические консультации,…