Невероятно, но факт!

Опрос учителя

Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все это создает необходимость ежедневной подготовки к активному ответу, а использование опорных листов сокращает время этой подготовки (до 20 минут к уроку).

После проверки выполненных упражнений учащиеся закрашивают клетки в листе учета решенных задач. Итак, налицо активная учебная деятельность школьников по выполнению (вначале вслед за учителем) глобальных, укрупненных единиц знаний в учебном материале, выделение их «связок» и системы, их активное письменное и устное воспроизведение.

Налицо также развернутая деятельность оценивания успехов учащихся, постоянно организуемая учителем с помощью системы каждодневных опросов, и т. д. Безусловно, продолжает оставаться открытым вопрос: где в этой системе собственно самостоятельная работа школьников по постановке и решению учебных задач, проблемных ситуаций? Возможно, к этому близки в данном опыте такие формы, как уроки открытых мыслей, где учащиеся делают любое сообщение, так или иначе связанное с усваиваемым материалом; уроки открытых задач, где ученик может спросить учителя о способах решения одной из затруднивших его задач, и др.

Однако пути осуществления форм самостоятельной и инициативной учебной деятельности школьников нуждаются в дальнейшем анализе. Одним из важнейших достижений В. Ф. Шаталова является создание благоприятного психологического климата процесса учения в целом и урока в частности, формирование высокого уровня внутренней мотивации самих школьников к учебному труду.

Этому способствуют многие особенности взаимоотношений учителя и учащихся:
домашние работы не задаются, а предлагаются школьникам; решение задач происходит в «полунеобязательной» обстановке; опрос осуществляется в тихой, доверительной форме, когда не выставляются напоказ ошибки учеников; ученики на уроке для ответа не встают с места; нет обстановки непогрешимости и культа учительской отметки и т. д.

В результате — утверждение, что каждый ученик может «учиться победно», укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в том, что он справится даже с трудной работой.

Все это и раскрывает путь решения проблемы, вынесенной автором в заглавие брошюры. Исчезают, как пишет автор, в значительной мере и негативные проявления традиционного обучения — подсказки, списывание, непродуктивные затраты времени.


«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Урок

Урок — основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей — необычайно сложный педагогический элемент. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет одна только продолжительность его варьировалась от 80 до 30 минут! Сегодня, а…

Первые обобщения и выводы

При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами (при магнитофонном и тихом опросе) или опорными плакатами (при ответах у доски). Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих. Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен…

Учим ли мы детей говорить?

Более 20 лет назад строгими инструкциями опрос учащихся на уроке был ограничен 15 минутами. При этом в основе рассуждений тех, кто разрабатывал эти рекомендации, лежали вполне гуманные цели — разгрузить учащихся от непомерной работы дома. Прошло немного времени, и липецкие учителя со всей очевидностью доказали несостоятельность таких рекомендаций: дозировка времени уроков не может ограничиваться никакими…

А если поверить в каждого?!

К январю 1970 года эта работа была завершена, и на занятия экспериментальной группы порознь и целыми делегациями начали приходить учителя из соседних школ. Одни приходили просто так — из любопытства, другие, дотошно вникая в каждую деталь урока, стремились разобраться, научиться и даже предлагали свою помощь, третьи… — С такими учениками я бы тоже смогла работать….

А как же с перегрузкой?

На протяжении последних десятилетий со страниц научных журналов и центральных газет не сходят статьи о недопустимо напряженном рабочем дне школьников средних и старших классов, который продолжается по 12 и более часов в сутки. «К сожалению, мало уделяют внимания проблеме домашних заданий и сами руководители школ. В процессе повседневного внутришкольного контроля они обычно проходят мимо этого…

Как подготовятся?

Сказать, что перед следующим уроком я волновался — это значит ничего не сказать. Как подготовятся? Как будут отвечать? Сколько решат задач? По расписанию новый урок третий, а упражнения сдали на первом. Стопка проверенных тетрадей все растет. Наконец, последняя. Всё! Даже самые слабые (если верить классному журналу) решили столько, сколько я ждал от лучших, а четверо…

Арифметика времени

Раннее утро. Родители отправляют своих детей в школы, где им надлежит провести долгих 6 уроков. Почти на каждом из этих уроков значительная часть времени выделяется для устных ответов учащихся. По своей педагогической значимости это едва ли не самые важные минуты уроков: у ребят вырабатываются навыки активного речевого общения в сложных условиях напряженной работы мысли. В…

Ученик должен учиться победно!

Раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи,— все это подчинено одной цели: ученик должен учиться победно! Многочисленные психологические опыты канадского психиатра Ганса-Селье, проведенные в условиях различного рода деятельности, подтвердили, что повышенная (стрессовая) усталость является прямым следствием постоянных разочарований и неудач. Успехи же…

Отклонения от истинного времени

Заметим сразу: отклонения от истинного времени могут быть самые неожиданные, и большой беды в том нет. Еще раз: не читайте дальше! Подумайте и запишите: сколько минут говорит ученик за целый день во время уроков в школе? Записали? Отлично. Попытку ответить на этот вопрос уже сделали в лекционных залах более 100 ООО человек, из которых абсолютное…

Врач, исцелился сам!

До сих пор речь шла только о школьниках. Но ведь в той или иной мере все сказанное выше можно отнести и к учителю. За долгие годы проведения семинаров с учителями нам отрадно было наблюдать, как резко шагнуло вперед лекционное мастерство всех участников семинаров, как обогатился их словарный запас. Речь учителей стала образной и живой. О…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!