Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Опрос учителя

Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все это создает необходимость ежедневной подготовки к активному ответу, а использование опорных листов сокращает время этой подготовки (до 20 минут к уроку).

После проверки выполненных упражнений учащиеся закрашивают клетки в листе учета решенных задач. Итак, налицо активная учебная деятельность школьников по выполнению (вначале вслед за учителем) глобальных, укрупненных единиц знаний в учебном материале, выделение их «связок» и системы, их активное письменное и устное воспроизведение.

Налицо также развернутая деятельность оценивания успехов учащихся, постоянно организуемая учителем с помощью системы каждодневных опросов, и т. д. Безусловно, продолжает оставаться открытым вопрос: где в этой системе собственно самостоятельная работа школьников по постановке и решению учебных задач, проблемных ситуаций? Возможно, к этому близки в данном опыте такие формы, как уроки открытых мыслей, где учащиеся делают любое сообщение, так или иначе связанное с усваиваемым материалом; уроки открытых задач, где ученик может спросить учителя о способах решения одной из затруднивших его задач, и др.

Однако пути осуществления форм самостоятельной и инициативной учебной деятельности школьников нуждаются в дальнейшем анализе. Одним из важнейших достижений В. Ф. Шаталова является создание благоприятного психологического климата процесса учения в целом и урока в частности, формирование высокого уровня внутренней мотивации самих школьников к учебному труду.

Этому способствуют многие особенности взаимоотношений учителя и учащихся:
домашние работы не задаются, а предлагаются школьникам; решение задач происходит в «полунеобязательной» обстановке; опрос осуществляется в тихой, доверительной форме, когда не выставляются напоказ ошибки учеников; ученики на уроке для ответа не встают с места; нет обстановки непогрешимости и культа учительской отметки и т. д.

В результате — утверждение, что каждый ученик может «учиться победно», укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в том, что он справится даже с трудной работой.

Все это и раскрывает путь решения проблемы, вынесенной автором в заглавие брошюры. Исчезают, как пишет автор, в значительной мере и негативные проявления традиционного обучения — подсказки, списывание, непродуктивные затраты времени.


«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Эксперимент

«Для эксперимента были взяты обычные два класса — IV А и IV Б. За один год был изучен материал IV и V классов. Ребята научились логически мыслить и излагать учебный материал, работать вдумчиво и сосредоточенно. Уроки математики стали для ребят самыми интересными. После этого учебного года работать в школе по-старому нельзя. Только при новой методике…

Восхождение по спирали, или зона переноса

Такое развитие речи напоминает восхождение: успехи по спирали, в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу структуры литературных произведений. Процесс восхождения идет непрерывно на протяжении всех лет обучения в школе и, как показали многолетние наблюдения, не прекращается в стенах высших учебных заведений. В…

Без страха и упрека

В последние годы дефектологи и гигиенисты все чаще и чаще обращаются к психологическим исследованиям причин развития различного рода заболеваний, негативно отражающихся на интеллектуальной деятельности некоторой категории подростков. Исследования эти необычайно интересны потому, что всем своим содержанием они отражают процессы, протекающие в экстремальных условиях состояния развивающегося организма. Но ведь в той или иной мере научные рекомендации…

Изобретательные «пи-мезоны»

Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители ежедневно задают одни и те же вопросы. Первый: «Вызывали?» Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно. Но среди них есть одна, на наш взгляд, весьма существенная. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и…

Творчество учащихся

Творчество учащихся — это всегда отзвук творчества самого учителя. Каждая страница брошюры раскрывает многочисленные методические находки учителя: большая доска для ответов 6—8 учащихся с приспособлениями для удобства ведения урока (возвышение перед доской, «крылья» на доске и др.), справка-автомат в классе для учащихся, открытые стенды успеваемости на стенах, прием «релейные задачи» в ходе обучения, «педагогический десант»…

В преддверии новых педагогических принципов

Одним из ведущих принципов новой методики является принцип гласности. В открытом прослушивании магнитофонных записей учащихся — небольшой его элемент. Напомним: когда ребята еще только начинают осмысливать содержание новых форм работы и делают первые шаги в развитии своей речи, посещение уроков и прослушивание магнитофонных записей кем бы то ни было, кроме учителя, категорически запрещено. Сегодня продолжительность…

Урок

Урок — основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей — необычайно сложный педагогический элемент. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет одна только продолжительность его варьировалась от 80 до 30 минут! Сегодня, а…

Первые обобщения и выводы

При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами (при магнитофонном и тихом опросе) или опорными плакатами (при ответах у доски). Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих. Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен…

Учим ли мы детей говорить?

Более 20 лет назад строгими инструкциями опрос учащихся на уроке был ограничен 15 минутами. При этом в основе рассуждений тех, кто разрабатывал эти рекомендации, лежали вполне гуманные цели — разгрузить учащихся от непомерной работы дома. Прошло немного времени, и липецкие учителя со всей очевидностью доказали несостоятельность таких рекомендаций: дозировка времени уроков не может ограничиваться никакими…

А если поверить в каждого?!

К январю 1970 года эта работа была завершена, и на занятия экспериментальной группы порознь и целыми делегациями начали приходить учителя из соседних школ. Одни приходили просто так — из любопытства, другие, дотошно вникая в каждую деталь урока, стремились разобраться, научиться и даже предлагали свою помощь, третьи… — С такими учениками я бы тоже смогла работать….

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru