Опрос учителя
Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все это создает необходимость ежедневной подготовки к активному ответу, а использование опорных листов сокращает время этой подготовки (до 20 минут к уроку).
После проверки выполненных упражнений учащиеся закрашивают клетки в листе учета решенных задач. Итак, налицо активная учебная деятельность школьников по выполнению (вначале вслед за учителем) глобальных, укрупненных единиц знаний в учебном материале, выделение их «связок» и системы, их активное письменное и устное воспроизведение.
Налицо также развернутая деятельность оценивания успехов учащихся, постоянно организуемая учителем с помощью системы каждодневных опросов, и т. д. Безусловно, продолжает оставаться открытым вопрос: где в этой системе собственно самостоятельная работа школьников по постановке и решению учебных задач, проблемных ситуаций? Возможно, к этому близки в данном опыте такие формы, как уроки открытых мыслей, где учащиеся делают любое сообщение, так или иначе связанное с усваиваемым материалом; уроки открытых задач, где ученик может спросить учителя о способах решения одной из затруднивших его задач, и др.
Однако пути осуществления форм самостоятельной и инициативной учебной деятельности школьников нуждаются в дальнейшем анализе. Одним из важнейших достижений В. Ф. Шаталова является создание благоприятного психологического климата процесса учения в целом и урока в частности, формирование высокого уровня внутренней мотивации самих школьников к учебному труду.
Этому способствуют многие особенности взаимоотношений учителя и учащихся: домашние работы не задаются, а предлагаются школьникам; решение задач происходит в «полунеобязательной» обстановке; опрос осуществляется в тихой, доверительной форме, когда не выставляются напоказ ошибки учеников; ученики на уроке для ответа не встают с места; нет обстановки непогрешимости и культа учительской отметки и т. д.
В результате — утверждение, что каждый ученик может «учиться победно», укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в том, что он справится даже с трудной работой.
Все это и раскрывает путь решения проблемы, вынесенной автором в заглавие брошюры. Исчезают, как пишет автор, в значительной мере и негативные проявления традиционного обучения — подсказки, списывание, непродуктивные затраты времени.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Ответ по готовому листу совершенно правомерен: письменное воспроизведение опорных сигналов — обязательный элемент каждого урока после изложения нового материала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся. Закончив рассказ по опорным сигналам первого блока, ученик вернется на место и выполнит в тетради рисунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем…
А сейчас снова вернемся к первым 12 минутам того же урока. Если вы помните, учитель вызвал к столу не одного, а двух учеников. Один из них включил магнитофон. А второй? Второй подошел к учителю и по такому же листку с опорными сигналами начал рассказ первого абзаца, но так, чтобы слышать его мог только учитель. Это…
В результате только на уроках математики каждый ученик получает еженедельно 3 оценки за письменные работы, 1—2 за устные ответы и непрерывно принимает участие в анализе различного рода упражнений. Вся эта работа проводится не в плане усиления контроля, а в плане повышения трудовой сознательности ребят. Разве учитель или инженер приходят на работу каждый день по той…
…Урок географии в VI классе (восьмилетней школы № 28 г. Донецка). Учитель — отличник народного образования УССР М. С. Винокур. На уроке присутствует группа преподавателей ленинградских техникумов. — Странно,— говорят они после урока,— ваши шестиклассники отвечают значительно грамотнее, четче и обстоятельнее, чем студенты первых курсов… Урок математики в IV классе средней школы № 105 г….
«Для эксперимента были взяты обычные два класса — IV А и IV Б. За один год был изучен материал IV и V классов. Ребята научились логически мыслить и излагать учебный материал, работать вдумчиво и сосредоточенно. Уроки математики стали для ребят самыми интересными. После этого учебного года работать в школе по-старому нельзя. Только при новой методике…
Такое развитие речи напоминает восхождение: успехи по спирали, в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу структуры литературных произведений. Процесс восхождения идет непрерывно на протяжении всех лет обучения в школе и, как показали многолетние наблюдения, не прекращается в стенах высших учебных заведений. В…
В последние годы дефектологи и гигиенисты все чаще и чаще обращаются к психологическим исследованиям причин развития различного рода заболеваний, негативно отражающихся на интеллектуальной деятельности некоторой категории подростков. Исследования эти необычайно интересны потому, что всем своим содержанием они отражают процессы, протекающие в экстремальных условиях состояния развивающегося организма. Но ведь в той или иной мере научные рекомендации…
Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители ежедневно задают одни и те же вопросы. Первый: «Вызывали?» Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно. Но среди них есть одна, на наш взгляд, весьма существенная. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и…
Творчество учащихся — это всегда отзвук творчества самого учителя. Каждая страница брошюры раскрывает многочисленные методические находки учителя: большая доска для ответов 6—8 учащихся с приспособлениями для удобства ведения урока (возвышение перед доской, «крылья» на доске и др.), справка-автомат в классе для учащихся, открытые стенды успеваемости на стенах, прием «релейные задачи» в ходе обучения, «педагогический десант»…
Одним из ведущих принципов новой методики является принцип гласности. В открытом прослушивании магнитофонных записей учащихся — небольшой его элемент. Напомним: когда ребята еще только начинают осмысливать содержание новых форм работы и делают первые шаги в развитии своей речи, посещение уроков и прослушивание магнитофонных записей кем бы то ни было, кроме учителя, категорически запрещено. Сегодня продолжительность…