Демосфены…
Тут уж никак не предложишь:
— А приезжайте-ка вы к нам год назад.
Подведем итоги, переберем по памяти ключевые положения первого раздела и выпишем их в форме последовательного перечня. Конспективно.
- Я. А. Коменский: урок.
- 100 лет: 80 минут — 30 минут — 45 минут.
- История — математика…
- Инструктивное время — 15 минут.
- Проблема 1: доказательность в педагогике.
- Проблема 2: дозировка времени урока.
Содержание урока. Педагогическое мастерство. Медицина.
Липецк
- 23. XI 1.77 г.
- 100 000 человек.
- минуты??
- [(6—1)-15—25+25+15] : 40=2.
- Проблема 3: Творчество учителя.
- Товарищи!
- Магнитофонный опрос. Тихий опрос.
- Блоковое восприятие.
- IV класс — 20 опорных листов. V класс — 12 листов.
- Контроль? Нет!!!
- 2 магнитофона.
- Донецк — Харьков — Томск — Краснодар — Тамбов — Одесса…
- Доступно, наглядно, посильно.
- От простого — к сложному.
- Восхождение по спирали: 9—16—18=24—28.
- Боязнь…
- Непослушание, бравада, дерзость!
- «Вызывали?»
- «Пи-мезон».
- Родители на уроке.
- Принцип гласности.
- Адаптация — 1 год.
- Потери рабочего времени.
- Домашние магнитофоны
- Опорные плакаты — психологическая раскрепощенность.
- Восьмиклассники математику за 1 год.
- «Бесконечные прогрессии».
- Демарш?
- «Раньше — для вас…»
- Утомляемость.
- 40 учеников — 40 индивидуальных планов.
- Внутренняя речь.
- Словарный объем урока. Магнитофон?
- Границы возможностей: 220—250—180за минуту; 2500 (на уроке).
- Увеличение словарного объема урока.
- Увеличение скорости речи учителя: 1,2—1,5.
- Две причины.
- Демосфены.
- Приезжайте год назад.
Итак, 39 пунктов. Чего? Конспекта? Плана? Тезисов?
Видимо, спорить нет смысла: здесь в равной мере присутствуют все виды письменной компоновки теоретического материала, и если бы речь шла о подготовке доклада или сообщения только по этому разделу, то при некотором напряжении мысли и значительных затратах рабочего времени вполне возможно было бы запомнить эти 45 пунктов и довольно последовательно изложить содержание всего раздела.
Но в том-то и вся особенность учебной работы в каком бы там ни было учебном заведении, что такая методика обработки учебных доз никак не может быть признана приемлемой по двум причинам.
Первая — большие затраты рабочего времени учащихся. Вторая — визуальное однообразие текстового материала. Это требует пояснения. При переходе в новый методический режим учащимся потребуется ежедневно готовиться к ответам по 3—4 листам опорных сигналов.
Если все они будут выполнены в форме тезисов или планов, го это само по себе уже и монотонно, и уныло, и обременительно.
А каково же будет учащимся при повторении учебного материала, при подготовке к зачетам и экзаменам? Тем более к выпускным или государственным! И выход был найден.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Раннее утро. Родители отправляют своих детей в школы, где им надлежит провести долгих 6 уроков. Почти на каждом из этих уроков значительная часть времени выделяется для устных ответов учащихся. По своей педагогической значимости это едва ли не самые важные минуты уроков: у ребят вырабатываются навыки активного речевого общения в сложных условиях напряженной работы мысли. В…
Раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи,— все это подчинено одной цели: ученик должен учиться победно! Многочисленные психологические опыты канадского психиатра Ганса-Селье, проведенные в условиях различного рода деятельности, подтвердили, что повышенная (стрессовая) усталость является прямым следствием постоянных разочарований и неудач. Успехи же…
Заметим сразу: отклонения от истинного времени могут быть самые неожиданные, и большой беды в том нет. Еще раз: не читайте дальше! Подумайте и запишите: сколько минут говорит ученик за целый день во время уроков в школе? Записали? Отлично. Попытку ответить на этот вопрос уже сделали в лекционных залах более 100 ООО человек, из которых абсолютное…
До сих пор речь шла только о школьниках. Но ведь в той или иной мере все сказанное выше можно отнести и к учителю. За долгие годы проведения семинаров с учителями нам отрадно было наблюдать, как резко шагнуло вперед лекционное мастерство всех участников семинаров, как обогатился их словарный запас. Речь учителей стала образной и живой. О…
В последние годы много говорят и пишут о необходимости создания оптимальных условий для развития творческого мышления учащихся. Но где, когда и кто научно обосновал те условия, в которых бы развивалось и утверждалось в широкой практической деятельности творческое мышление учителей? Во всех, абсолютно во всех постановлениях партии и правительства о школе в тех или иных формах…
Скорость речи учителя при работе в новых условиях возрастает в 1,2—1,5 раза. Возрастание скорости речи учителей и учащихся никоим образом не отражается на качестве восприятия учебного материала. Тому способствуют две причины. Значительная экономия времени, получаемая в результате увеличения скорости речи, позволяет проводить двукратное, а иной раз и многократное изложение нового материала. В Мичиганском университете провели…
Хотя он выполнен в форме одноцветной схемы, но в тех деталях, о которых пойдет речь, разобраться совсем нетрудно. Число 40 в левом нижнем углу листа — порядковый номер урока. Рядом с ним — домашнее задание: § 44 и 45. Это значит, что ребятам не нужно записывать домашнее задание в дневники, не нужно тратить на это…
Ответ по готовому листу совершенно правомерен: письменное воспроизведение опорных сигналов — обязательный элемент каждого урока после изложения нового материала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся. Закончив рассказ по опорным сигналам первого блока, ученик вернется на место и выполнит в тетради рисунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем…
А сейчас снова вернемся к первым 12 минутам того же урока. Если вы помните, учитель вызвал к столу не одного, а двух учеников. Один из них включил магнитофон. А второй? Второй подошел к учителю и по такому же листку с опорными сигналами начал рассказ первого абзаца, но так, чтобы слышать его мог только учитель. Это…
В результате только на уроках математики каждый ученик получает еженедельно 3 оценки за письменные работы, 1—2 за устные ответы и непрерывно принимает участие в анализе различного рода упражнений. Вся эта работа проводится не в плане усиления контроля, а в плане повышения трудовой сознательности ребят. Разве учитель или инженер приходят на работу каждый день по той…