Врач, исцелился сам!
До сих пор речь шла только о школьниках. Но ведь в той или иной мере все сказанное выше можно отнести и к учителю. За долгие годы проведения семинаров с учителями нам отрадно было наблюдать, как резко шагнуло вперед лекционное мастерство всех участников семинаров, как обогатился их словарный запас. Речь учителей стала образной и живой.
О выразительности речи учителя необходимо заботиться уже в пединституте.
Как быстро мы говорим?
Бухгалтерия разговорной речиКак быстро мы можем говорить? Каков словарный запас обычного урока? При работе в традиционных условиях анализ каждого урока предусматривает только учет времени ответов учащихся и объяснений учителя. Но ведь в одно и то же время можно сообщить разный объем информации.
Учет этой стороны учебного процесса пришел в экспериментальную работу практически сразу. Под словарным объемом урока мы начали подразумевать общее количество слов, произнесенных на уроке и учителем, и учащимися Как сосчитать все слова, произнесенные на уроке?
С помощью магнитофона? Безнадежно. Около каждого ученика магнитофон не поставишь, да и на обработку полученного материала нужно затратить слишком много времени. Выход оказался только в том, чтобы воспроизвести в примитиве работу стенографа: после каждого слова ставить па чистом листе бумаги короткую черточку, а это после 1—2 тренировок легко можно делать.
А многочисленные измерения показали, что при разборчивом чтении вслух незнакомого текста без предварительной подготовки скорость чтения не превышает 220 слов в минуту, а при чтении знакомого текста — 240—250 слов. А теперь попробуйте рассказать о каком-либо событии с максимально возможной скоростью, и вам не удастся перешагнуть рубеж 180 слов в минуту.
Словарный объем урока редко достигает 2500 слов. Работа в новых методических условиях позволяет увеличить словарный объем урока в 1,5—1,7 раза! Этому прежде всего способствуют опорные сигналы. Пользуясь знаковыми ориентирами, учащиеся без труда увеличивают темп речи, сокращают промежуточные паузы, сводят на нет употребление слов-паразитов. Если же принять во внимание два новых вида опроса — тихий и магнитофонный, то словарный объем урока, приходящийся на долю учащихся, возрастает в 2,8—3,1 раза!
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Урок — основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей — необычайно сложный педагогический элемент. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет одна только продолжительность его варьировалась от 80 до 30 минут! Сегодня, а…
При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами (при магнитофонном и тихом опросе) или опорными плакатами (при ответах у доски). Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих. Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен…
Более 20 лет назад строгими инструкциями опрос учащихся на уроке был ограничен 15 минутами. При этом в основе рассуждений тех, кто разрабатывал эти рекомендации, лежали вполне гуманные цели — разгрузить учащихся от непомерной работы дома. Прошло немного времени, и липецкие учителя со всей очевидностью доказали несостоятельность таких рекомендаций: дозировка времени уроков не может ограничиваться никакими…
К январю 1970 года эта работа была завершена, и на занятия экспериментальной группы порознь и целыми делегациями начали приходить учителя из соседних школ. Одни приходили просто так — из любопытства, другие, дотошно вникая в каждую деталь урока, стремились разобраться, научиться и даже предлагали свою помощь, третьи… — С такими учениками я бы тоже смогла работать….
На протяжении последних десятилетий со страниц научных журналов и центральных газет не сходят статьи о недопустимо напряженном рабочем дне школьников средних и старших классов, который продолжается по 12 и более часов в сутки. «К сожалению, мало уделяют внимания проблеме домашних заданий и сами руководители школ. В процессе повседневного внутришкольного контроля они обычно проходят мимо этого…
Сказать, что перед следующим уроком я волновался — это значит ничего не сказать. Как подготовятся? Как будут отвечать? Сколько решат задач? По расписанию новый урок третий, а упражнения сдали на первом. Стопка проверенных тетрадей все растет. Наконец, последняя. Всё! Даже самые слабые (если верить классному журналу) решили столько, сколько я ждал от лучших, а четверо…
Раннее утро. Родители отправляют своих детей в школы, где им надлежит провести долгих 6 уроков. Почти на каждом из этих уроков значительная часть времени выделяется для устных ответов учащихся. По своей педагогической значимости это едва ли не самые важные минуты уроков: у ребят вырабатываются навыки активного речевого общения в сложных условиях напряженной работы мысли. В…
Раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи,— все это подчинено одной цели: ученик должен учиться победно! Многочисленные психологические опыты канадского психиатра Ганса-Селье, проведенные в условиях различного рода деятельности, подтвердили, что повышенная (стрессовая) усталость является прямым следствием постоянных разочарований и неудач. Успехи же…
Заметим сразу: отклонения от истинного времени могут быть самые неожиданные, и большой беды в том нет. Еще раз: не читайте дальше! Подумайте и запишите: сколько минут говорит ученик за целый день во время уроков в школе? Записали? Отлично. Попытку ответить на этот вопрос уже сделали в лекционных залах более 100 ООО человек, из которых абсолютное…
Скорость речи учителя при работе в новых условиях возрастает в 1,2—1,5 раза. Возрастание скорости речи учителей и учащихся никоим образом не отражается на качестве восприятия учебного материала. Тому способствуют две причины. Значительная экономия времени, получаемая в результате увеличения скорости речи, позволяет проводить двукратное, а иной раз и многократное изложение нового материала. В Мичиганском университете провели…