Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Направления поиска / Ученик должен учиться победно!

Ученик должен учиться победно!

Раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи,— все это подчинено одной цели: ученик должен учиться победно!

Многочисленные психологические опыты канадского психиатра Ганса-Селье, проведенные в условиях различного рода деятельности, подтвердили, что повышенная (стрессовая) усталость является прямым следствием постоянных разочарований и неудач. Успехи же в работе, даже если она необычайно трудна, способствуют повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда.

Во время устных ответов с применением опорных плакатов уровень внимания учащихся необычайно высок — от 88 до 92% (в контрольных классах — 56 — 60%). В значительной степени это объясняется синхронностью активного и пассивного воспроизведения. Обычно у каждого ученика при работе дома над материалом учебника складывается свой, индивидуальный план возможного рассказа. В этих условиях восприятие всякой иной конструкции чрезвычайно затруднено.

Неизбежны различного рода сопоставления, внутренние противоречия, что ведет, с одной стороны, к повышенной утомляемости учащихся, с другой — к падению уровня внимания. Иное дело, когда каждое слово и каждая фраза отвечающего предвосхищаются слушателями. Так музыканты, хорошо знакомые с данным музыкальным произведением, воспринимают каждую звуковую фразу.

Для них она звучит не только в контексте с предшествовавшими, но и с теми, которые последуют за нею, а это уже не фрагментарное, а целостное восприятие чувств и мыслей ее автора. Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать за непроизвольными действиями болельщиков во время футбольных матчей?

Одни вытягивают шеи, имитируя удары головой, иные вдруг подаются корпусом вперед, третьи не в состоянии сдержать ударного движения ноги. Именно поэтому получившие небольшие травмы гимнасты обязательно присутствуют на тренировках своих товарищей: регенерация движений после возвращения на гимнастический помост в этом случае протекает значительно быстрее.

Нечто похожее происходит и во время ответов учащихся у доски по опорным плакатам. Сопереживание класса и внутренняя речь каждого из учащихся благотворно сказываются на речевом развитии всех ребят.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Опрос учителя

Опрос учителя также требует от учащихся В. Ф. Шаталова новых форм активной деятельности. Тихое устное проговаривание усвоенного материала на магнитофон (до 20 человек на одном уроке), увеличивающее разговорную практику и, главное, практику активного воспроизведения учебного материала — его плана, последовательности его основных единиц; взаимное прослушивание и оценка учащимися этих записей друг у друга — все…

Изобретательные «пи-мезоны»

Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители ежедневно задают одни и те же вопросы. Первый: «Вызывали?» Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно. Но среди них есть одна, на наш взгляд, весьма существенная. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и…

Творчество учащихся

Творчество учащихся — это всегда отзвук творчества самого учителя. Каждая страница брошюры раскрывает многочисленные методические находки учителя: большая доска для ответов 6—8 учащихся с приспособлениями для удобства ведения урока (возвышение перед доской, «крылья» на доске и др.), справка-автомат в классе для учащихся, открытые стенды успеваемости на стенах, прием «релейные задачи» в ходе обучения, «педагогический десант»…

В преддверии новых педагогических принципов

Одним из ведущих принципов новой методики является принцип гласности. В открытом прослушивании магнитофонных записей учащихся — небольшой его элемент. Напомним: когда ребята еще только начинают осмысливать содержание новых форм работы и делают первые шаги в развитии своей речи, посещение уроков и прослушивание магнитофонных записей кем бы то ни было, кроме учителя, категорически запрещено. Сегодня продолжительность…

Урок

Урок — основная форма работы в школе. Так пошло еще от Яна Амоса Коменского. Так будет еще долго. Урок во всем многообразии его разновидностей — необычайно сложный педагогический элемент. О сложности его можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет одна только продолжительность его варьировалась от 80 до 30 минут! Сегодня, а…

Первые обобщения и выводы

При устном опросе учащиеся пользуются или листами с опорными сигналами (при магнитофонном и тихом опросе) или опорными плакатами (при ответах у доски). Психологическая раскрепощенность учащихся при таком опросе определяется целым рядом объективных составляющих. Отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план рассказа, вести сам рассказ и мысленно обрабатывать тот материал, который должен…

Учим ли мы детей говорить?

Более 20 лет назад строгими инструкциями опрос учащихся на уроке был ограничен 15 минутами. При этом в основе рассуждений тех, кто разрабатывал эти рекомендации, лежали вполне гуманные цели — разгрузить учащихся от непомерной работы дома. Прошло немного времени, и липецкие учителя со всей очевидностью доказали несостоятельность таких рекомендаций: дозировка времени уроков не может ограничиваться никакими…

А если поверить в каждого?!

К январю 1970 года эта работа была завершена, и на занятия экспериментальной группы порознь и целыми делегациями начали приходить учителя из соседних школ. Одни приходили просто так — из любопытства, другие, дотошно вникая в каждую деталь урока, стремились разобраться, научиться и даже предлагали свою помощь, третьи… — С такими учениками я бы тоже смогла работать….

А как же с перегрузкой?

На протяжении последних десятилетий со страниц научных журналов и центральных газет не сходят статьи о недопустимо напряженном рабочем дне школьников средних и старших классов, который продолжается по 12 и более часов в сутки. «К сожалению, мало уделяют внимания проблеме домашних заданий и сами руководители школ. В процессе повседневного внутришкольного контроля они обычно проходят мимо этого…

Как подготовятся?

Сказать, что перед следующим уроком я волновался — это значит ничего не сказать. Как подготовятся? Как будут отвечать? Сколько решат задач? По расписанию новый урок третий, а упражнения сдали на первом. Стопка проверенных тетрадей все растет. Наконец, последняя. Всё! Даже самые слабые (если верить классному журналу) решили столько, сколько я ждал от лучших, а четверо…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru