Невероятно, но факт!

Часть 12

Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти.

Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно. Самочувствие всех членов экипажа отличное. Можно было бы продолжать полет и дальше, но… к концу подходят запасы продовольствия, израсходован кислород, на исходе вода, кончается топливо в баках, необходимое для двигателей ориентации и коррекции орбиты станции.

Что же делать? Бросать вполне пригодную станцию с исправным оборудованием? Прерывать работу и возвращать экипаж на Землю, а потом с новым запасом отправлять на станцию новый корабль с очередным экипажем? Но для этого нужен корабль с большой грузоподъемностью. Пока таких кораблей в мире нет.

Можно пойти и другим путем: не возвращать экипаж со станции, а послать на нее все необходимое с автоматическим транспортным кораблем. Технически вполне возможно создать транспортный грузовой корабль — такую своеобразную космическую «баржу», корабль «танкер», «грузовик». Конструкция такого «грузовика» может быть более простой (а следовательно, и более дешевой), чем пилотируемый корабль. Ему не нужны сложные системы жизнеобеспечения и солнечные батареи, питающие эти

системы электроэнергией. Отсутствие экипажа позволит загрузить его большим объемом продуктов питания и топлива, необходимых на станции. Грузовой корабль может без пилота подойти к станции, состыковаться с ней. А там уж космонавты перенесут с борта корабля на станцию доставленные контейнеры, по шлангам перекачают в баки станции топливо. Потом можно вернуть грузовой корабль на Землю с различными материалами исследований, проведенных космонавтами на борту станции, а можно просто отстыковать его от станции и сжечь в плотных слоях атмосферы. Если такой «танкер» сделать без спускаемого аппарата, это еще больше скажется на его грузоподъемности.

На таких кораблях можно доставлять на станцию различные блоки и оборудование, необходимое для профилактических и ремонтных работ. Так можно значительно повысить длительность работы станции на орбите, ее надежность, а также увеличить срок работы уникального оборудования, которым станция оснащена. Конечно, это все следующий этап совершенствования орбитальных станций. Но решение этих задач уже назрело. Сама жизнь ставит эти проблемы.

Одна из важных частей решения этих проблем — проблема надежности системы автоматического сближения и стыковки космических аппаратов в полете.

Первые опыты в этом направлении проводились в нашей стране еще в 1967 году, когда в космосе стыковались автоматические спутники. За эти годы системы все время совершенствовались.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Часть 15

В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…

Часть 16

Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…

Часть 1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…

Часть 18

Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…

Часть 2

На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…

Часть 3

С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……

Часть 4

Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…

Часть 5

Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!