Часть 3
С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города.
С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!»
И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты…
29 июня, подготовив станцию к работе в автоматическом режиме, экипаж перешел в транспортный корабль.
В 21 час 25 минут 15 секунд по московскому времени «Союз-11» отошел от «Салюта».
Репортаж о спуске космического корабля «Союз-11» записывался на пленку, утром он должен был пойти в эфир. По просьбе телекомментатора Юрия Валериановича Фокина я вел его из Центра управления полетом, рассказывая строго по времени, что делается на корабле и что должны сейчас чувствовать космонавты. Старался передать для телезрителей и радиослушателей все подробности спуска. Поскольку сам я уже трижды спускался с орбиты, то ощущения, которые обычно испытывают экипажи в это время, мне были хорошо знакомы.
В 1 час 35 минут по московскому времени командир корабля включил тормозной двигатель, он отработал положенное время, и корабль устремился к Земле. В расчетное время произошло разделение корабля. Спускаемый аппарат продолжал управляемый спуск.
Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Связь прервалась. Так всегда бывает. Я рассказывал радиослушателям о том, что видят сейчас космонавты за бортом, как трясет их корабль, как с каждой секундой перегрузки становятся все сильнее и сильнее.
Я рассказывал радиослушателям о разных разностях и еще не знал, что на борту корабля произошло несчастье…
Группа поиска из района приземления сообщила, что она видит, как космический корабль спускается на парашюте. Парашют раскрыт, и спуск проходит нормально.
А связи с экипажем все нет. Но я продолжаю репортаж. Группа поиска сообщает, что четко сработали двигатели мягкой посадки и приземление произошло нормально.
Вертолеты опускаются рядом с кораблем. Люди бегут к спускаемому аппарату… Почему же не открывается крышка люка?.. Я все еще продолжаю вести репортаж… Группа поиска у аппарата. Начальник группы сам открывает люк… Он видит космонавтов, сидящих в своих креслах. Но… они не подают никаких признаков жизни… Они погибли… Пленка видеомагнитофона продолжает вращаться. Но у меня нет слов. Тишина…
Что же произошло?
Немедленно была создана правительственная комиссия. Я был включен в ее состав. Мы сразу же вылетели на место приземления космического корабля «Союз-11».
Знакомая, ровная как стол казахстанская степь. Одиноко стоит корабль. Мы подходим к нему. Внимательно осматриваем со всех сторон. Никаких заметных повреждений снаружи нет. Значит, столкновение с метеоритом исключается… Тогда что же?
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…
Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….
Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…
24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…
В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…
Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…
Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…
6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…
Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…
На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…