Невероятно, но факт!

Часть 3

С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города.

С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!»

И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты…

29 июня, подготовив станцию к работе в автоматическом режиме, экипаж перешел в транспортный корабль.

В 21 час 25 минут 15 секунд по московскому времени «Союз-11» отошел от «Салюта».

Репортаж о спуске космического корабля «Союз-11» записывался на пленку, утром он должен был пойти в эфир. По просьбе телекомментатора Юрия Валериановича Фокина я вел его из Центра управления полетом, рассказывая строго по времени, что делается на корабле и что должны сейчас чувствовать космонавты. Старался передать для телезрителей и радиослушателей все подробности спуска. Поскольку сам я уже трижды спускался с орбиты, то ощущения, которые обычно испытывают экипажи в это время, мне были хорошо знакомы.

В 1 час 35 минут по московскому времени командир корабля включил тормозной двигатель, он отработал положенное время, и корабль устремился к Земле. В расчетное время произошло разделение корабля. Спускаемый аппарат продолжал управляемый спуск.

Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Связь прервалась. Так всегда бывает. Я рассказывал радиослушателям о том, что видят сейчас космонавты за бортом, как трясет их корабль, как с каждой секундой перегрузки становятся все сильнее и сильнее.

Я рассказывал радиослушателям о разных разностях и еще не знал, что на борту корабля произошло несчастье…

Группа поиска из района приземления сообщила, что она видит, как космический корабль спускается на парашюте. Парашют раскрыт, и спуск проходит нормально.

А связи с экипажем все нет. Но я продолжаю репортаж. Группа поиска сообщает, что четко сработали двигатели мягкой посадки и приземление произошло нормально.

Вертолеты опускаются рядом с кораблем. Люди бегут к спускаемому аппарату… Почему же не открывается крышка люка?.. Я все еще продолжаю вести репортаж… Группа поиска у аппарата. Начальник группы сам открывает люк… Он видит космонавтов, сидящих в своих креслах. Но… они не подают никаких признаков жизни… Они погибли… Пленка видеомагнитофона продолжает вращаться. Но у меня нет слов. Тишина…

Что же произошло?

Немедленно была создана правительственная комиссия. Я был включен в ее состав. Мы сразу же вылетели на место приземления космического корабля «Союз-11».

Знакомая, ровная как стол казахстанская степь. Одиноко стоит корабль. Мы подходим к нему. Внимательно осматриваем со всех сторон. Никаких заметных повреждений снаружи нет. Значит, столкновение с метеоритом исключается… Тогда что же?

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Часть 15

В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…

Часть 16

Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…

Часть 1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…

Часть 18

Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…

Часть 2

На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…

Часть 4

Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…

Часть 5

Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…

Часть 6

Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!