Часть 13
Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15».
Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию «Салют». Космонавты по приборам вели контроль за действием всех систем корабля.
Когда расстояние до станции сократилось до 50 метров, космонавты обнаружили, что один из параметров сближения корабля несколько выше заданного.
Убедившись в наличии отклонений в работе автоматической системы на самом ближнем участке, поняв их причину и набрав в нескольких заходах необходимую статистику, экипаж доложил группе управления о проделанной работе и получил разрешение вернуться на Землю и выполнить вторую задачу, поставленную перед ним, — отработать методику посадки на Землю в условиях глубокой ночи.
Экипаж отлично справился со всеми поставленными перед ним задачами. Космонавты и специалисты получили четкое представление о работе системы автоматического сближения и стыковки на всех этапах полета, что позволило доработать систему, и уже через год к новой станции подошел беспилотный транспортный корабль «Союз-20», который надежно состыковался с ней и на протяжении более трех месяцев работал в состыкованном состоянии со станцией, а затем вернулся на Землю.
Станция «Салют3» после выполнения работ в пилотируемом варианте и совместных экспериментов с кораблем «Союз-15» проработала на орбите в автоматическом режиме еще более года, показав надежность и долговечность всех ее систем, агрегатов и приборов, которые все время информировали землян о проводимых на станции наблюдениях.
В конце декабря 1974 года на орбиту была выведена новая станция «Салют4». Две недели она работала в автоматическом режиме, а затем с 12 января 1975 года стала функционировать как пилотируемая станция — на корабле «Союз-17» к ней прибыл первый экипаж — Алексей Александрович Губарев и Георгий Михайлович Гречко. Они работали на станции 30 дней, выполнили огромный объем работы по намеченной программе и 13 февраля благополучно возвратились на Землю.
Затем на станцию отправился новый экипаж в составе Василия Лазарева и Олега Макарова. Когда ракета с кораблем достигла высоты примерно 180 километров, с ее борта поступил тревожный сигнал.
Возникла одна из тех «нештатных» ситуаций, когда потребовался немедленный спуск корабля на Землю. Центр управления выдал соответствующие команды, и «Союз» устремился к Земле. Спуск проходил по баллистической траектории, и космонавтам пришлось выдержать довольно значительные перегрузки. Посадку корабль совершил в 2000 километров от места старта, в горном районе Алтая. Вот когда пригодились космонавтам навыки, приобретенные во время тренировок на выживаемость: поисковая группа прибыла к месту их посадки только на следующий день…
За проявленную выдержку, находчивость и мужество оба космонавта были отмечены высшей правительственной наградой — орденами Ленина.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…
С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……
Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…
Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…
Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…
Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот. В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости. «Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в…
В конце 1971 года меня назначили руководителем подготовки космонавтов. На этом посту я сменил генералполковника Н. П. Каманина. Имя Николая Петровича Каманина хорошо знакомо каждому советскому человеку. Да и не только советскому. Николай Петрович — один из первых Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде стоит № 4. Почти полвека назад он принимал участие в…
Встал на повестку дня вопрос о дальнейшей эффективности космических исследований, о решении с помощью космонавтики прикладных задач в интересах науки и народного хозяйства нашей страны. В связи с этим значительно расширялся диапазон деятельности космонавтов. При малой численности экипажа станции требовалась более разносторонняя их подготовка. Нужно было менять старую схему подготовки, смелее выходить за пределы ЦПК,…
Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…
Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…