Часть 7
Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот.
В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости.
«Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в кабинет зубного врача».
Специалисты объяснили недомогание экипажа их излишней активностью в период, когда еще не закончилась адаптация к условиям невесомости. Астронавтам предложили хорошенько отдохнуть и на дватри дня воздержаться от проведения какихлибо сложных экспериментов.
В дальнейшем жизнь на станции наладилась, и астронавты успешно выполнили почти всю намеченную программу работ, рассчитанную на 59 суток.
Интересно, что один из экспериментов, которые проводили астронавты на борту орбитальной станции, был предложен американской школьницей Джудит Майлс. Она вышла победительницей на общенациональном конкурсе американских школьников, предложив взять на борт станции двух пауков, чтобы проследить, как в условиях невесомости они будут ткать свою паутину.
Поначалу пауки — Анита и Арабелла — «работали» плохо. Они потеряли ориентировку, и симметричной сетки у них не получалось. Но постепенно паутина стала принимать знакомые очертания. Однако довести до конца эксперимент не удалось — пауки погибли от голода, отказавшись принимать пищу…
Во время нахождения экипажа на станции вышли из строя два из четырех двигателей корабля «Аполлон». Встал вопрос об аварийном возвращении экипажа на Землю. Моделирование на Земле сложившейся ситуации показало, что особой опасности нет и экипаж может продолжить свою работу…
В третьей экспедиции на «Скайлэб» приняли участие Джеральд Карр, Уильям Поуг и Эдвард Гибсон. Все трое — «новички», впервые отправившиеся в космический полет. Он продолжался 12 недель. Астронавты успешно выполнили свою программу и благополучно вернулись на Землю.
Поскольку создание станции «Скайлэб» носило экспериментальный характер, а еще точнее — престижный, она не была рассчитана на серийное производство. Учитывая колоссальные затраты на такую разовую программу (стоимость станции оценивалась в 2,7 миллиарда долларов), НАСА вынуждено было отказаться от попыток повторения подобного эксперимента, сосредоточив усилия на разработке аппарата многоразового применения — «Шаттл» с тем, чтобы на его базе вернуться к проблемам создания орбитальных станций. Осуществление этой программы американцы намечают на самый конец семидесятых — начало восьмидесятых годов.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
В конце 1971 года меня назначили руководителем подготовки космонавтов. На этом посту я сменил генералполковника Н. П. Каманина. Имя Николая Петровича Каманина хорошо знакомо каждому советскому человеку. Да и не только советскому. Николай Петрович — один из первых Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде стоит № 4. Почти полвека назад он принимал участие в…
Встал на повестку дня вопрос о дальнейшей эффективности космических исследований, о решении с помощью космонавтики прикладных задач в интересах науки и народного хозяйства нашей страны. В связи с этим значительно расширялся диапазон деятельности космонавтов. При малой численности экипажа станции требовалась более разносторонняя их подготовка. Нужно было менять старую схему подготовки, смелее выходить за пределы ЦПК,…
Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…
Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…
Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….
Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…
24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…
В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…
Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…
Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…