Часть 15
В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей.
Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате пылевых бурь, извержения вулканов Земли. В последние годы все более заметным становится запыление, которое происходит по вине человека, — в результате выбросов в атмосферу несгоревших остатков топлива дымовыми
трубами. Регулярные исследования этого явления, проводимые из космоса, помогут людям предотвратить опасность засорения атмосферы до такой степени, когда она будет угрожать жизни на Земле…
Станция «Салют-4» еще продолжала свою работу в автоматическом режиме, когда на орбиту была выведена новая станция — «Салют-5». А 6 июля 1976 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-21» с космонавтами Борисом Валентиновичем Вольтовым и Виталием Михайловичем Жолобовым на борту. Через сутки экипаж состыковал свой корабль со станцией «Салют5», и космонавты приступили сначала к ее расконсервации, а потом и к плановой работе.
Как никогда ранее в практике наших пилотируемых полетов, в программе станции «Салют-5» были широко представлены технологические эксперименты. Космонавты занимались даже литейным делом. На станции имелась маленькая «литейка» под названием «Сфера».
В ней доводились до жидкого состояния заготовки из сплава Вуда, имеющего весьма невысокую температуру плавления. Расплавленный металл особым способом выталкивался из космической «вагранки» и попадал в специальный лавсановый мешок. Длина этого мешка была рассчитана так, чтобы жидкий металл достигал задней стенки мешка уже после того, как становился твердым.
В невесомости, как известно, жидкости принимают сферическую форму. И в мешке по мере проведения эксперимента накапливались маленькие металлические шарики. Потом на Земле эти шарики тщательно исследовались учеными, они выясняли, как происходил процесс затвердевания, насколько форма шариков близка к идеальной сфере, что влияло на отклонение формы шариков от идеала…
Интересны и перспективны были эксперименты с прибором, получившим название «Поток». Космонавты исследовали процессы перекачки жидкостей в невесомости из одной емкости в другую по капиллярам без помощи насосов. В будущем такое устройство может быть применено для перекачки топлива из космического «танкера» в баки корабля или станции.
Проводились эксперименты и по выращиванию кристаллов. А с помощью прибора «Реакция» космонавты изучали процессы космической пайки и «горения» спе
циальной химической смеси в условиях космического полета. И этот эксперимент был направлен в будущее — когда на орбитах из отдельных блоков будут создаваться сложные системы или проводиться ремонтные работы, знание этих процессов окажется далеко не бесполезным.
Тем более что качество космической пайки двух стальных труб, имитирующих земной трубопровод, оказалось весьма высоким, герметичность шва идеальная, с весьма высокой стойкостью на разрыв и разлом.
В большом объеме на новой станции продолжали проводиться медикобиологические исследования и эксперименты. Так, Волынов и Жолобов в космосе стали рыбоводами. Они занимались разведением и выращиванием мальков аквариумных рыбок: известных всем гуппи и даниорерио. Ученых на Земле интересовали процессы приспособляемости рыб к существованию в условиях невесомости, а также образование вестибулярного аппарата у мальков, появившихся на «свет божий» из икринок уже в космосе. И космонавты фиксировали на кинопленку каждое движение своих рыбок.
Примерно те же цели преследовались и при проведении различных экспериментов с мухами дрозофилами. Эти мушки стали непременными «пассажирами» всех орбитальных станций и космических кораблей.
Дело в том, что они дают потомство через каждые десять дней. За время пребывания Волынова и Жолобова на борту станции сменилось целых пять поколений дрозофил! Ученым было очень интересно узнать, как из поколения в поколение меняется устройство вестибулярного аппарата у этих мушек.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…
Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…
Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….
Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…
24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…
Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…
Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…
6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…
Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…
На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…