Невероятно, но факт!

Часть 10

Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба?

Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное, а как угадаешь, в каком полете и в каком виде она проявится в космосе?

Значит, приходится готовить врача из числа самих космонавтов, готовить его по широкой программе с тем, чтобы он мог в любой момент оказать квалифицированную помощь товарищам, используя, естественно, и консультации земных специалистов… Из этого следует вывод о необходимости еще больше расширять программу подготовки космонавтов…

Постепенно я входил в курс своих новых обязанностей, во многом отличных от тех, которые лежали на мне раньше. Теперь меня волновали вопросы и общего совершенствования работы Центра подготовки космонавтов, и дальнейшего строительства Звездного городка, и координации связей космонавтов с научноисследовательскими учреждениями, и увязка задач подготовки космонавтов с работой тех производств, на которых создаются космические корабли и станции, и многое, многое другое.

К середине 1973 года завершились работы по модернизации корабля «Союз-», и предстояли его испытания в пилотируемом варианте.

Первые такие испытания мы поручили провести экипажу в составе Василия Лазарева и Олега Макарова. Перед ними ставилась задача проверить конструкторские решения и технические доработки, внесенные в космический корабль «Союз», а также испытать новые скафандры, которые должны были повысить надежность и безопасность космических полетов.

Скафандры для космических полетов не новинка. Все первые космонавты, летавшие на «Востоках», совершали свои полеты, независимо от их продолжительности, в скафандрах. В специальных скафандрах были и П. Беляев и А. Леонов, когда осуществлялся первый выход человека в космическое пространство. В скафандрах работали в открытом космосе Евгений Хрунов и Алексей Елисеев.

Для экипажа «Союз-12» были созданы новые скафандры, более легкие и удобные, способные обеспечить активную работу космонавтов даже в условиях полной разгерметизации спускаемого аппарата корабля.В дальнейшем в таких скафандрах должны были работать все экипажи на самых ответственных участках полета — в момент выведения корабля на орбиту, выполнения стыковки со станцией и при возвращении на родную Землю. Все же остальное время пребывания не только на станции, но и в корабле космонавты могли находиться в обычных полетных костюмах или в специальных спортивных, нагрузочных…

Провожая в полет Лазарева и Макарова, я волновался, пожалуй, ничуть не меньше самих космонавтов. Это был первый экипаж, подготовка которого с самого начала и до конца проходила под моим руководством. Мне предстояло оценить сработанность членов этого экипажа, их готовность к испытательному полету, достаточность всей проделанной работы по подготовке к полету.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 4

Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…

Часть 5

Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…

Часть 6

Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…

Часть 7

Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот. В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости. «Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в…

Часть 8

В конце 1971 года меня назначили руководителем подготовки космонавтов. На этом посту я сменил генералполковника Н. П. Каманина. Имя Николая Петровича Каманина хорошо знакомо каждому советскому человеку. Да и не только советскому. Николай Петрович — один из первых Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде стоит № 4. Почти полвека назад он принимал участие в…

Часть 9

Встал на повестку дня вопрос о дальнейшей эффективности космических исследований, о решении с помощью космонавтики прикладных задач в интересах науки и народного хозяйства нашей страны. В связи с этим значительно расширялся диапазон деятельности космонавтов. При малой численности экипажа станции требовалась более разносторонняя их подготовка. Нужно было менять старую схему подготовки, смелее выходить за пределы ЦПК,…

Часть 11

Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…

Часть 12

Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….

Часть 13

Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!