Невероятно, но факт!

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических затрат.

Космонавты Быковский и Аксенов выполнили за восемь суток огромный объем работы. Они зафиксировали на пленку территорию советского Дальнего Востока и широкую зону шельфа Охотского моря, район строительства БАМа и почти всю Якутию, район озера ИссыкКуль с его окрестностями и Горный Алтай, Центральную Сибирь и европейскую часть СССР.

Особо были выделены съемки городов Москвы и Киева. Специалисты подсчитали, что за пять минут непрерывной работы экипаж «Союз-а22» охватывал съемками территорию, которую с помощью аэрофотосъемки можно было бы обработать только в течение двух лет, а геодезической партии потребовалось бы на это более восьмидесяти лет.

К сожалению, почти все дни полета над ГДР удерживалась сплошная облачность, которая мешала съемкам, и только в последний день мы получили с орбиты сообщение, что облачность рассеивается и космонавтам удалось сделать несколько весьма удачных снимков части территории ГДР.

Полет «Союза-22» завершился весьма благополучно. Материалы, доставленные космонавтами на Землю, продолжают обрабатываться, а в печати (журнал «Огонек» и другие) уже были опубликованы цветные фотографии, выполненные в этом полете с помощью многозональной фотоаппаратуры.

Сотрудничество социалистических стран продолжает развиваться. Уже достигнуто соглашение о том, что представители стран, участвующих в осуществлении программы «Интеркосмос», совершат полеты на космических кораблях и станциях СССР. К нам в Звездный уже прибыли первые кандидаты, и они приступили к занятиям по программе общей подготовки космонавтов. И недалеко то время, когда мы станем свидетелями старта космического корабля с интернациональным экипажем на борту.

Через месяц после «Союз-а22» стартовал еще один корабль — «Союз-23» с экипажем в составе Вячеслава Дмитриевича Зудова и Валерия Ильича Рождественского. Он должен был работать совместно со станцией «Салют».

Однако из-за работы в нерасчетном режиме системы управления корабля на дистанции дальнего сближения стыковка со станцией была отменена, и корабль «Союз-23» вернулся на Землю. Посадка спускаемого аппарата проводилась глубокой ночью. Условия в районе приземления сложились очень трудные. Температура воздуха достигала минус 20 градусов. К тому же разразился сильный снежный буран. Спускаемый аппарат опустился не на сушу, а на поверхность большого озера Тенгиз, в двух километрах от берега.

Поисковоспасательный отряд был готов к любым неожиданностям. Даже в таких трудных условиях вертолетчики подошли к месту предполагаемой посадки своевременно, и группа поиска наблюдала за спуском корабля на парашюте.

Однако подобраться к спускаемому аппарату оказалось делом весьма и весьма сложным. На пути спасателей, облаченных в специальные костюмы и вооруженных различными плавсредствами, вставали мощные ледяные торосы. Толщина льда достигала 10—15 сантиметров. Ветер все время передвигал льдины и тем самым затруднял передвижение группы. Местные жители недаром называли это озеро «сором» — трясиной. В мелком густом месиве все движения были приторможены.

Несмотря на все испытания, выпавшие на долю экипажа «Союза-23», ребята не потеряли присутствия духа и чувства юмора. Когда подоспевшие к месту посадки журналисты спросили их, как они ухитрились в казахстанской степи сесть в озеро, оба дружно рассмеялись и ответили: «А как могло быть иначе, если в составе нашего экипажа есть моряк, единственный из всех космонавтов, к тому же еще и водолаз…»

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 2

На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…

Часть 3

С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……

Часть 4

Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…

Часть 5

Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…

Часть 6

Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…

Часть 7

Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот. В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости. «Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в…

Часть 8

В конце 1971 года меня назначили руководителем подготовки космонавтов. На этом посту я сменил генералполковника Н. П. Каманина. Имя Николая Петровича Каманина хорошо знакомо каждому советскому человеку. Да и не только советскому. Николай Петрович — один из первых Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде стоит № 4. Почти полвека назад он принимал участие в…

Часть 9

Встал на повестку дня вопрос о дальнейшей эффективности космических исследований, о решении с помощью космонавтики прикладных задач в интересах науки и народного хозяйства нашей страны. В связи с этим значительно расширялся диапазон деятельности космонавтов. При малой численности экипажа станции требовалась более разносторонняя их подготовка. Нужно было менять старую схему подготовки, смелее выходить за пределы ЦПК,…

Часть 10

Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…

Часть 11

Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!