Невероятно, но факт!

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических затрат.

Космонавты Быковский и Аксенов выполнили за восемь суток огромный объем работы. Они зафиксировали на пленку территорию советского Дальнего Востока и широкую зону шельфа Охотского моря, район строительства БАМа и почти всю Якутию, район озера ИссыкКуль с его окрестностями и Горный Алтай, Центральную Сибирь и европейскую часть СССР.

Особо были выделены съемки городов Москвы и Киева. Специалисты подсчитали, что за пять минут непрерывной работы экипаж «Союз-а22» охватывал съемками территорию, которую с помощью аэрофотосъемки можно было бы обработать только в течение двух лет, а геодезической партии потребовалось бы на это более восьмидесяти лет.

К сожалению, почти все дни полета над ГДР удерживалась сплошная облачность, которая мешала съемкам, и только в последний день мы получили с орбиты сообщение, что облачность рассеивается и космонавтам удалось сделать несколько весьма удачных снимков части территории ГДР.

Полет «Союза-22» завершился весьма благополучно. Материалы, доставленные космонавтами на Землю, продолжают обрабатываться, а в печати (журнал «Огонек» и другие) уже были опубликованы цветные фотографии, выполненные в этом полете с помощью многозональной фотоаппаратуры.

Сотрудничество социалистических стран продолжает развиваться. Уже достигнуто соглашение о том, что представители стран, участвующих в осуществлении программы «Интеркосмос», совершат полеты на космических кораблях и станциях СССР. К нам в Звездный уже прибыли первые кандидаты, и они приступили к занятиям по программе общей подготовки космонавтов. И недалеко то время, когда мы станем свидетелями старта космического корабля с интернациональным экипажем на борту.

Через месяц после «Союз-а22» стартовал еще один корабль — «Союз-23» с экипажем в составе Вячеслава Дмитриевича Зудова и Валерия Ильича Рождественского. Он должен был работать совместно со станцией «Салют».

Однако из-за работы в нерасчетном режиме системы управления корабля на дистанции дальнего сближения стыковка со станцией была отменена, и корабль «Союз-23» вернулся на Землю. Посадка спускаемого аппарата проводилась глубокой ночью. Условия в районе приземления сложились очень трудные. Температура воздуха достигала минус 20 градусов. К тому же разразился сильный снежный буран. Спускаемый аппарат опустился не на сушу, а на поверхность большого озера Тенгиз, в двух километрах от берега.

Поисковоспасательный отряд был готов к любым неожиданностям. Даже в таких трудных условиях вертолетчики подошли к месту предполагаемой посадки своевременно, и группа поиска наблюдала за спуском корабля на парашюте.

Однако подобраться к спускаемому аппарату оказалось делом весьма и весьма сложным. На пути спасателей, облаченных в специальные костюмы и вооруженных различными плавсредствами, вставали мощные ледяные торосы. Толщина льда достигала 10—15 сантиметров. Ветер все время передвигал льдины и тем самым затруднял передвижение группы. Местные жители недаром называли это озеро «сором» — трясиной. В мелком густом месиве все движения были приторможены.

Несмотря на все испытания, выпавшие на долю экипажа «Союза-23», ребята не потеряли присутствия духа и чувства юмора. Когда подоспевшие к месту посадки журналисты спросили их, как они ухитрились в казахстанской степи сесть в озеро, оба дружно рассмеялись и ответили: «А как могло быть иначе, если в составе нашего экипажа есть моряк, единственный из всех космонавтов, к тому же еще и водолаз…»

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 12

Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….

Часть 13

Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Часть 15

В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…

Часть 16

Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…

Часть 1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…

Часть 18

Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…

Часть 2

На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…

Часть 3

С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……

Часть 4

Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru