Часть 18
Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы.
Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ станции в автоматическом режиме готовила и передавала на борт группа управления наземного командноизмерительного комплекса. Умный мозг станции и специальная ЭВМ принимали эти программы и четко реализовывали их, выдавая необходимые команды на все системы и научную аппаратуру.
Очередная смена экипажа — Виктор Васильевич Горбатко и Юрий Николаевич Глазков, стартовав с Земли 7 февраля 1977 года на корабле «Союз-24», продолжали на борту станции «Салют5» исследования и эксперименты, начатые Вольтовым и Жолобовым. Но в их задачу входило не только продолжение, но и перепроверка полученных ранее результатов.
Так, в эксперименте «Сфера» вопреки ожиданиям специалистов идеальные шарики из сплава Вуда не получились. Тщательное исследование образцов, доставленных на Землю с орбиты, показало, что почти каждый из них имеет форму скорее неправильного эллипсоида, чем шара. Да еще с очень сложной поверхностью.
Что повлияло на их формирование? Разная реакция металлов, входящих в сплав Вуда, на условия космического полета? Наличие пусть сверхнезначительной, но все же ощутимой силы тяжести (специалисты определяют ее в десять тысяч раз меньшей, чем на поверхности Земли)? А может быть, виною всему какиелибо случайные колебания станции, которые не были приняты в расчет?
Для этого новый экипаж должен был несколько раз повторить эксперимент «Сфера», каждый раз меняя условия его проведения.
Примерно то же самое можно сказать и об эксперименте «Кристалл». Кристаллы выросли, но в них были обнаружены включения газа и влаги. И опять возник вопрос: чем объяснить такой исход эксперимента? Ведь в земных условиях подобных явлений не отмечалось.
Продолжались на борту станции и биологические эксперименты. Подопытными объектами нового экипажа были уже знакомые читателям семена креписа, мухи дрозофилы, а также мальки речной рыбки вьюна и споры грибов, из которых на станции выросли настоящие грибы.
Впервые в истории космоплавания экипаж станции проводил эксперимент, который был назван «Сменой атмосферы». Чем он был вызван?
Особой нужды в смене атмосферы «Салюта-5» не возникало. Космонавты чувствовали себя отлично, и воздух внутри станции был достаточно чист. Но ученые постоянно думают о будущем: ведь при длительных полетах — от года и более — может появиться необходимость в полной или частичной смене атмосферы станции, особенно при большом количестве экспедиций, работающих на ней. На Земле даже в квартире при хорошей системе вентиляции хочется порой открыть окно и вдохнуть глоток свежего воздуха. В космосе «окно» не откроешь.
Но запасы свежего воздуха на станции есть. Они хранятся в специальных баллонах под большим давлением. Вопрос лишь в том, как производить замену уже длительно эксплуатировавшегося воздуха на свежий и чистый?
Первое, что приходит на ум, — выпустить «старый» в открытый космос, а потом снова заполнить станцию воздухом из баллонов. Но тогда космонавтам надо облачаться в скафандры, да и все приборы и системы защищать от воздействия вакуума. Однако это и сложно и обременительно — нужны дополнительные защит
ные приспособления, которые, естественно, снизили бы полезную нагрузку станции.
Советские конструкторы пошли по другому пути. Они так рассчитали расположение и действие клапанов системы, что выпускаемый в космос воздух сразу же менялся на новый.
Признаюсь, мы здорово волновались, когда выдавали на борт команду о начале этого эксперимента. Юрий Глазков по сигналу Земли открыл соответствующий клапан, и мы услышали, как вакуум космоса стал с шипением высасывать воздух из станции. Но на другом ее конце уверенно и четко работал Виктор Горбатко. И воздух, выпущенный им из баллонов, невидимой стеной двинулся по отсекам.
Он не давал снизиться давлению ниже допустимого уровня. Уже частичная замена атмосферы подтвердила точность расчетов специалистов. Система под управлением опытных космонавтов действовала безукоризненно. Кстати, она, эта система, могла бы произвести всю операцию и в автоматическом режиме, без участия людей. Эту сложную и умную систему можно использовать также и для других целей.
Например, совместно с электромеханической системой — для ориентации станции, в случае разгерметизации — для «поддува» се. Именно поэтому система в целом называется многофункциональной.
Как и принято у нас, прежде чем проделать сложную операцию по смене атмосферы станции, ее, эту операцию, проиграли на Земле, в аналоге станции.
Работа на аналоге — точной копии станции «Салют5» — началась в тот самый момент, как только сама станция была выведена на орбиту спутника Земли. А когда на станцию прибыл первый экипаж, то и в ее аналоге появились люди — дублирующий экипаж станции и дежурные специалисты. Они дежурили поочередно и проделывали на Земле внутри аналога станции все то, что должны были проделать в космосе космонавты.
К примеру, по плану регламентных работ на борту станции надо было сменить один из блоков ЭВМ. Сначала эту работу проделали на Земле специалисты. Они подобрали необходимый инструмент, сдвинули защитные панели и расчистили путь к нужному блоку, сняли и заменили его.
После этого доходчиво и лаконично сообщили на станцию свои рекомендации, как лучше всего произвести смену того самого блока уже на реальной станции, подсказали даже, какие использовались инструменты, где они лежат на станции, как лучше фиксироваться, чтобы руки были свободны и работа спорилась. Космонавты проделали работу быстро, без лишних затрат времени и сил.
Можно сказать, каждый полет в космос приносит не только новые результаты, но и новый опыт работы. Он ставит новые задачи. Успехи, достигнутые в космосе сегодня, — лишь предвестники завтрашних, еще более весомых успехов.
Космонавтика служит решению практических задач — такова особенность современного этапа исследований. Каждое новое проникновение в космос увеличивает власть людей над силами природы, служит делу прогресса всего человечества.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…
Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…
6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…
Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…
На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…
С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……
Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…
Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…
Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…
Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот. В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости. «Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в…