Часть 9
Встал на повестку дня вопрос о дальнейшей эффективности космических исследований, о решении с помощью космонавтики прикладных задач в интересах науки и народного хозяйства нашей страны. В связи с этим значительно расширялся диапазон деятельности космонавтов. При малой численности экипажа станции требовалась более разносторонняя их подготовка. Нужно было менять старую схему подготовки, смелее выходить за пределы ЦПК, вступая в более тесные контакты с научными организациями и учреждениями, занимающимися подготовкой аппаратуры, разрабатывающими методики исследовательских работ в космосе.
Стало потребностью не только привлечение специалистов этих организаций к подготовке космонавтов, но и активное участие самих космонавтов в подготовке экспериментов, в оценке качества подготовленных приборов, удобства и надежности разрабатываемого оборудования и аппаратуры, а также в отработке методики проведения различных экспериментов с учетом уже накопленного опыта работы на космических кораблях и орбитальных лабораториях.
Нисколько не уменьшились задачи и объем подготовки, необходимые для полета на транспортном корабле и выполнения космонавтами различных сложных динамических операций — коррекции орбиты и стыковки с орбитальной станцией, возвращения на Землю после окончания работы.
Если раньше подготовка экипажей заканчивалась выездом на старт, то теперь нужно было думать и о том, чтобы параллельно с работой одного экипажа в космосе продолжалась подготовка к старту других экипажей, которые должны были отправиться на станцию для смены своих предшественников. Причем в подготовке последующих экипажей должен был использоваться опыт текущей работы в космосе.
Положение усложнялось еще и тем, что очередной экипаж мог иметь сравнительно большой перерыв между «обживанием» станции на Земле и прибытием на эту станцию, выведенную на орбиту в космос. За это время можно и коечто забыть и утратить некоторые навыки в работе с приборами и системами конкретной станции.
Кроме того, подготовка должна была проводиться с большим числом основных и дублирующих экипажей, что требовало создания мощного тренажномоделирующего комплекса, с хорошей тесной связью с десятками организаций, работающих в этой области.
Сегодня ЦПК располагает достаточно мощной базой, которая обеспечивает решение всех задач по подготовке не только советских космонавтов, но и космонавтов из братских социалистических стран, которым предстоит совершить полеты совместно с нашими космонавтами, продолжить дело освоения космического пространства, выполняя полеты на советских космических кораблях и станциях.
В связи с увеличением продолжительности космических полетов возникало великое множество и других достаточно сложных проблем, которые требовали своего решения еще на Земле.
Конечно, на страницах этой книги я не имею возможности рассказать о всех проблемах, это дело специалистов и специальных исследований, но один пример все же приведу.
За время пребывания космонавтов на орбите, которое теперь измеряется неделями и даже месяцами, может человек заболеть или нет? Конечно, может, хотя это и маловероятно, поскольку за здоровьем космонавтов ведет неустанные наблюдения целый отряд специалистовмедиков. Однако и такую возможность следует иметь в виду. Предположим, у одного из членов экипажа разболится зуб. У кого болели зубы, тот хорошо знает, что это такое.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…
Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…
На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…
С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……
Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно…
Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…
Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме, была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль…
Второй экипаж стартовал к станции 29 июля. В его состав входили Алан Бин, Джек Лаусма и Оуэн Гэрриот. В первые дни пребывания на станции все трое испытывали сильное недомогание, организм астронавтов медленно приспосабливался к условиям невесомости. «Когда мы готовимся к еде, — передал на Землю Бин, — у нас такое ощущение, будто мы входим в…
В конце 1971 года меня назначили руководителем подготовки космонавтов. На этом посту я сменил генералполковника Н. П. Каманина. Имя Николая Петровича Каманина хорошо знакомо каждому советскому человеку. Да и не только советскому. Николай Петрович — один из первых Героев Советского Союза. На его Золотой Звезде стоит № 4. Почти полвека назад он принимал участие в…
Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…