Невероятно, но факт!

Часть 18

Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли докладывать руководству и об этом новом происшествии.


Алексей Губарев (СССР) и Владимир Ремек (ЧССР) — первый в мире
международный экипаж корабля «Союз-28»

Алексей Губарев (СССР) и Владимир Ремек (ЧССР) — первый в мире международный экипаж корабля «Союз-28»

Вместе с Романенко и Гречко они целую неделю работали на борту станции «Салют-6».


Но тут послышался характерный шум, и на табло загорелся транспарант: «Работает тормозной двигатель». Прошло 145 секунд, транспарант погас — двигатель выключился — «корабль сошел с орбиты» и стал «приближаться к Земле». Скоро загорелся другой транспарант, «Атмосфера», — «корабль вошел в плотные слои атмосферы», и я вспомнил рассказы «ветеранов» о бушующем в этот момент пламени за бортом, о тряске, будто корабль вовсе и не корабль, а безрессорная телега, мчащаяся по булыжной мостовой. В тренажере была тишина, но я докладывал в Центр о буре…

Наконец тренировка окончилась. Я раскрыл люк, и… товарищи встретили меня букетами цветов, радостными улыбками, дружескими рукопожатиями. Увлеченный тренировкой, я както совсем забыл об этой хорошей традиции, давно бытующей в Центре, — встречать космонавтов после завершения комплексной тренировки, как после настоящего полета в космос…

Дальше события развивались так: мы писали отчеты о комплексной тренировке, потом прошли еще одно клиникофизиологическое обследование, комиссия признала нас годными к полету. И мы стали готовиться к перелету в Байконур.

А накануне, соблюдая традицию, поехали в Москву, побывали на Красной площади, в Мавзолее постояли у саркофага Владимира Ильича Ленина…

И вот воздушные лайнеры уже несут нас на восток. Летим в разных самолетах — таков порядок. Дублирование не должно быть формальным…

Впервые я побывал на космодроме летом 1964 года — тогда было жарко и душно. Сейчас — глубокая осень, по ночам уже понастоящему прохладно. Степь стала еще более бурой и непривлекательной. Мы поспешили в гостиницу «Космонавт». В первый приезд нас можно было вполне назвать туристами — приезжали знакомиться с космодромом. Теперь мы приехали сюда на работу: один из нас должен был лететь в космос.

Едем в МИК — монтажноиспытательный корпус. Здесь уже на специальных ложементах лежат готовые к старту ракетыносители, которые понесут ввысь космические корабли. А вот и они — беспилотный «Союз2» и наш — пилотируемый «Союз3».

Нам разрешается провести по нескольку часов внутри нашего корабля.

Какой бы точной копией космического корабля ни был комплексный тренажер, всегда найдутся некоторые небольшие отличия копии от оригинала, и теперь нужно привыкнуть и обжить «подлинник».

С бортжурналами в руках залезаем внутрь корабля, проверяем соответствие записей в журнале с реальным положением дел — при раскладке оборудования возможны некоторые отклонения, надо их все заметить и учесть, в космосе некогда будет перерывать контейнеры и мешки в поисках какойнибудь мелочи.

Опробуем все системы реального корабля, чтобы убедиться в их полной исправности и надежности. Ощущение такое же, как при укладке парашюта перед первым парашютным прыжком, — проверяешь и перепроверяешь каждую деталь по нескольку раз.

… Быстро летит время. Вот уже всего два дня остается до старта. В специальном зале гостиницы «Космонавт» собралась Государственная комиссия. Ее задача — подвести итог всем подготовительным работам к новому испытанию космических кораблей «Союз», принять решение о начале этих испытаний и окончательно утвердить кандидатуру командира пилотируемого корабля «Союз-3».

Я впервые присутствовал на заседании этой комиссии. Сначала она заслушала отчеты всех служб космодрома. Эти отчеты были до предела краткими: «К старту готовы!» Так же коротко прозвучали отчеты специалистов, отвечающих за различные системы ракетносителей и космических кораблей. Были готовы к старту и Центр управления полетом, и все пункты слежения и связи. Корабли научного флота Академии наук СССР уже заняли предназначенные им места в акватории Атлантического океана.

Слово предоставляется Николаю Петровичу Каманину. Он докладывает о результатах последней комплексной тренировки и предлагает утвердить командиром космического корабля «Союз3» Героя Советского Союза полковника Георгия Тимофеевича Берегового, а его первым дублером меня — подполковника Владимира Александровича Шаталова. Комиссия единогласно утверждает это предложение.

Вот теперь уже все окончательно становится ясным — Береговой летит, мы с Борисом остаемся на Земле.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 21

Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…

Часть 15

Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…

Часть 16

Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…

Часть 17

Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…

Часть 19

На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…

Часть 20

Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…

Часть 4

Великолепная семёрка Быстро пролетели сутки, и вот мы слышим доклад Владимира Комарова о том, что он приступает к укладке снаряжения и переносит в спускаемый аппарат все, что надлежало вернуть на Землю. Потом он включил ручную систему ориентации и сориентировал корабль. Заработала тормозная двигательная установка, «Союз» устремился к Земле. Нормально, в заданное время, произошло разделение корабля…

Часть 5

На Внуковском аэродроме Тщательно проводились наземные и полетные испытания корабля, а мы снова готовились принять участие в испытаниях «Союза» в.условиях пилотируемого космического полета Ни на один день не приостанавливалась и широкая программа исследований космического пространства с помощью автоматических аппаратов. За год — с апреля 1967го по март 1968 года — на космическую орбиту в Советском…

Часть 6

В ЦК ВЛКСМ — Е. М. Тяжельников А. Чилингаров начальник комсомольско-молодежной станции «Северный полюс-19» и группа космонавтов Состояние здоровья обоих не вызывало сомнения. Вместе с Юрием мы проходили в тот злосчастный день медицинский осмотр, и врач, как всегда, похвалил Гагарина за стабильность его «параметров», Юрий пошутил еще по поводу приборов, с помощью которых медики измеряют…

Часть 7

«Союз» — «Салют» перед стыковкой (макет) Наша группа продолжала подготовку к проведению новых пилотируемых испытаний кораблей «Союз». А в это время в космосе были осуществлены сложные эксперименты по стыковке двух пар автоматических летательных аппаратов серии «Космос». Сначала были состыкованы «Космос186» и «Космос188», потом «Космос-212» и «Космос-213». Обе стыковки прошли успешно. Все системы, обеспечивающие поиск, сближение…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!