Часть 10
В ЦК ВЛКСМ
Проводились тренировки вестибулярного аппарата и с помощью электрического тока.
Испытуемый садится в кресло, установленное на мягких опорах. На виски накладывают металлические пластины, к которым подводится слабый пульсирующий электрический ток. Как только напряжение усиливается, ток вызывает раздражение вестибулярного аппарата, и он посылает в мозг ложные сигналы о том, будто бы положение испытуемого в пространстве изменилось — он наклонился, перевернулся, упал. Эти ложные сигналы не подтверждаются сигналами, идущими в мозг от мышечной системы.
Борьба ложных и истинных сигналов поначалу заканчивается в пользу первых. Требуется большое волевое усилие, чтобы перебороть их, чтобы восторжествовала истина. И только тогда, когда космонавт научится отличать ложные сигналы от истинных, научится подавлять первые и верить вторым, тогда можно считать, что он вполне готов к встрече с невесомостью.
Тренировки вестибулярного аппарата проводились по определенной методике. Величина нагрузок строго дозировалась с учетом особенностей организма и самочувствия испытуемого в этот день.
Результаты тренировок проверялись уже в воздухе на специальных самолетахлабораториях, в «бассейнах невесомости».
Вот тутто мы и могли наглядно убедиться в действенности тренировок вестибулярного аппарата. Мы воспринимали состояние невесомости в самолете спокойно, оно доставляло нам даже удовольствие, чего нельзя было сказать о тех, кто оказывался в этом «бассейне» без всякой предварительной подготовки. Для них состояние невесомости становилось пыткой…
Самый важный этап подготовки к полету — тренировки на комплексном тренажере. Они дают возможность почувствовать себя истинным хозяином космического корабля.
Каждый по собственному опыту знает, как неуютно, будто не в своей тарелке, чувствует себя человек, когда ему приходится жить некоторое время в незнакомом помещении. Поначалу на каждом шагу его раздражают самые разные пустяки: то он не может найти какуюнибудь очень важную вещицу, которая лежит буквально у него на виду, то в темноте натыкается на мебель, то вдруг в поисках выключателя судорожно ощупывает стены, безуспешно пытаясь его обнаружить.
Чтобы в космосе не оказаться в роля вот такого незадачливого квартиранта и уберечь себя от ненужных отрицательных эмоций по разным пустякам (в космосе эмоций и без этого хватает!), космонавты перед полетом проводят многие часы и даже дни в кабине кораблятренажера, обживают его.
Представляет он собой не что иное, как точную копию космического корабля. Вернее, не всего корабля з целом, а только двух его обитаемых отсеков — спускаемого аппарата и орбитального.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…
Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…
Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…
Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…
На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…
Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…
Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…
Отработка каждого участка полета продолжалась до тех пор, пока все не убеждались в готовности космонавта к уверенным, четким действиям в полете в любой ситуации. Методически все наши тренировки строились так, чтобы космонавт в кабине тренажера постоянно ощущал себя находящимся на настоящем корабле, совершающим реальный полет. Даже то, что в тренажере невозможно было воспроизвести: перегрузки, невесомость,…
Георгий Тимофеевич Береговой, Борис Валентинович Волынов, Георгий Степанович Шонин и я принимали участие в подготовке к полетам по программе «Восход». Но успешное решение всех задач, поставленных перед «Восходом» и «Восходом2», а также отличные результаты при испытаниях нового космического корабля в беспилотном варианте не потребовали дополнительных запусков «Восходов» и позволили все внимание сосредоточить на новом корабле,…
«Союз» учится летат Семь иллюминаторов «Союза» давали возможность вести с его борта самые разнообразные научные наблюдения, фотографировать поверхность и атмосферу Земли, Луну, Солнце, звезды и другие космические объекты. Состав научной аппаратуры мог меняться в зависимости от целей и задач полета. На новом корабле можно было установить даже большой мощный телескоп. Все это, вместе взятое, и…