Часть 15
Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей.
«Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры, чтобы не было видно, «что заучено». Только так, считают они, тренировки принесут истинную пользу и помогут выработать устойчивые навыки. И тогда в реальном полете космонавту не придется тратить лишнюю энергию па незнакомые эмоции, он будет знать, что и как должен там делать, что будет испытывать в любой ситуации.
Встреча участников ЭПАСа в Чикаго
Медики свидетельствуют о том, что показатели жизнедеятельности организма космонавтов в момент тренировок немногим разнятся от тех, что поступают к ним от тех же космонавтов в момент их реального полета…
Итак, наши тренировки продолжались. Интенсивность их с каждым днем нарастала.
Но прямо скажу — быть дублером нелегко.
Внешне все выглядит вроде бы просто — один готовится к полету, а еще один или двое его подстраховывают на всякий случай — мало ли что может случиться с основным пилотом во время долгой подготовки к старту.
И основной пилот, и его дублеры тренируются вместе, по одной программе. Требования ко всем одинаковы — все должны быть отлично подготовленными к полету, космос не прощает мелочей, любой, самый малый пробел в подготовке может обернуться бедой.
Все кандидаты на полет работают с максимальными нагрузками, дружно, вместе, плечом к плечу проходят через «огонь, воду и медные трубы» тренировок и испытаний, помогают друг другу преодолевать трудности, исправлять ошибки, вместе радуются успехам товарищей. Все вроде бы хорошо.
Однако по мере приближения старта корабля положение меняется. В ходе подготовки всегда обнаруживаются некоторые недоделки, недоработки, просчеты. Появляются новые, не предусмотренные заранее задания. На исправление недостатков и освоение новых заданий остается все меньше и меньше времени. И в условиях все усиливающегося дефицита времени невольно главное внимание руководители подготовки переключают на основного кандидата — ему лететь в космос, на него лягут основные нагрузки, от него будет в большей степени зависеть успех полета. И дублеры как бы отходят на второй план.
Умом это понимаешь. Понимаешь, что другого выхода нет и надо смириться с создавшимся положением, а на сердце обида и тревога… Особенно бывает обидным для дублеров невнимание к ним представителей прессы. Возникает противное чувство своей неполноценности, какойто безысходности. Хотя, в общем-то, и прессу можно понять.
Ожидания космического старта всегда томительны и трудны. Полеты кораблей пока еще не стали обычным делом. И космонавтам приходится годами ждать своего старта. Нередко проходит много лет, пока представляется возможность занять место в корабле, стоящем на стартовой площадке космодрома, и, даже став дублером, прекрасно понимаешь, что далеко не всегда сможешь принять участие в следующем полете. За время подготовки к очередному старту все может измениться, никто не гарантирован от случайностей.
Так, у одного из дублеров, кандидатов на предстоящий полет, медики обнаружили какието подозрительные шумы в сердце и отстранили его от тренировок. Другой наш товарищ во Еремя купания не очень ловко прыгнул в воду и повредил себе шейный позвонок, и это помешало ему стать космонавтом.
Бывали и курьезные случаи. Припоминаю один из них, правда, он произошел уже после того, как я слетал в космос, но это дела не меняет.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…
Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…
Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…
На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…
Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…
Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…
Председатель Ассоциации кубино-советской дружбы, президент Академии наук Кубы Сойло Маринелио и президент общества «СССР — Куба» Владимир Шэталов Сидя в кораблетренажере, привыкаешь к его интерьеру, внутреннему убранству. Запоминаешь расположение приборов, многочисленных ручек, кнопок, тумблеров на пульте управления и приборной доске. Привыкаешь и к специфическим запахам корабля, и к его освещению, и к легким шумам, которые…
Как же совершаются на Земле все эти чудеса? Комплексный тренажер, помимо макетакопии, включает в себя еще.электронновычислительный комплекс, пульт управления, за которым работают операторыметодисты, руководящие тренировками космонавтов и, наконец, большое количество имитационных устройств и приборов, которые и создают почти полную картину космического полета. В ЭВМ закладывается программа и логика работы всех систем, корабля. Машина управляет работой…
Перед началом работы на тренажере мы подробно разбирали с методистами характерные особенности участка, все действия космонавта в кабине тренажера, определяли их последовательность. Потом методисты отвечали на наши вопросы, проверяли, хорошо ли мы поняли задание, и только после этого можно было занимать рабочее место на тренажере. Обычно тренировки продолжались непрерывно по 3 — 4 часа. Отрабатывались…
Отработка каждого участка полета продолжалась до тех пор, пока все не убеждались в готовности космонавта к уверенным, четким действиям в полете в любой ситуации. Методически все наши тренировки строились так, чтобы космонавт в кабине тренажера постоянно ощущал себя находящимся на настоящем корабле, совершающим реальный полет. Даже то, что в тренажере невозможно было воспроизвести: перегрузки, невесомость,…