Часть 21
Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к полету мы сработались с Георгием Тимофеевичем, узнали его возможности, сильные и слабые стороны лучше, чем кто-либо другой. Мы в совершенстве изучили корабль, все детали программы полета, характер работы, которую сейчас на орбите выполняет космонавт. Мы научились понимать Берегового с полуслова, даже без слов.
Ему сейчас труднее, чем нам. Он в космосе. Колоссальное эмоциональное напряжение, трудные условия — невесомость есть невесомость. А ведь даже в период адаптации космонавт не сидит без дела, программа требует напряженной работы — вести наблюдения, управлять кораблем, делать записи в бортжурнал, контролировать свое состояние. А в корабле, кроме него, никого нет. Он один… Вот когда я наконец понял подлинную важность и ответственность дублеров, их настоящее значение и для собственной подготовки к космическому полету, и для успеха полета своего товарища, дублером которого был…
Я хорошо понимаю состояние Берегового, и мне кажется, что самое главное в этот момент — не нервировать его излишними напоминаниями, дать возможность в более или менее спокойной обстановке, если только о космическом полете можно так сказать, привыкнуть, адаптироваться в невесомости.
Один за другим подходят к моему столику специалисты и приносят радиограммы для Берегового, и все с пометками «срочно», «особо важно». Читаю их, пытаюсь разобраться, расставить по степени важности.
Некоторые откладываю «на потом». Некоторые прошу переписать — на мой взгляд, Береговой их не поймет. Специалисты спорят, не соглашаются с моим мнением. Пользуемся тем, что виток слепой и связи с Береговым нет, «выясняем отношения». Находим общий язык, и работа продолжается.
Специалисты теперь сами приходят к нам с Борисом посоветоваться, просят перевести на понятный для Берегового язык их сообщения. Уже на третьем сеансе связи объем переданной на борт информации резко возрастает. Работа отлаживается, и все довольны друг другом.
Полет проходил в сложной обстановке. Пилотируемый корабль, управляемый Георгием Тимофеевичем Береговым, несколько раз сближался с беспилотным «Союзом2» до расстояния в одиндва метра. Все системы кораблей работали четко.
После окончания этого эксперимента беспилотный корабль был спущен с орбиты и приземлился в расчетном районе, а полет Г. Т. Берегового продолжался еще трое суток. Он провел большой комплекс научных исследований: фотографировал облачный и снежный покровы, дневной и сумеречный горизонт Земли, наблюдал образование циклонов, отметил несколько очагов больших лесных пожаров на Земле.
В результате совместного полета космических кораблей «Союз-2» и «Союз-3» были решены важные задачи по отработке средств для автоматического поиска, сближения и стыковки кораблей, ручного управления новым кораблем при выполнении маневров, был подтвержден высокий уровень надежности бортовых систем и аппаратуры корабля. Таким образом, основная летная отработка космических кораблей «Союз» была завершена.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…
Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…
Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…
Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…
На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…
Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…
Как же совершаются на Земле все эти чудеса? Комплексный тренажер, помимо макетакопии, включает в себя еще.электронновычислительный комплекс, пульт управления, за которым работают операторыметодисты, руководящие тренировками космонавтов и, наконец, большое количество имитационных устройств и приборов, которые и создают почти полную картину космического полета. В ЭВМ закладывается программа и логика работы всех систем, корабля. Машина управляет работой…
Перед началом работы на тренажере мы подробно разбирали с методистами характерные особенности участка, все действия космонавта в кабине тренажера, определяли их последовательность. Потом методисты отвечали на наши вопросы, проверяли, хорошо ли мы поняли задание, и только после этого можно было занимать рабочее место на тренажере. Обычно тренировки продолжались непрерывно по 3 — 4 часа. Отрабатывались…
Отработка каждого участка полета продолжалась до тех пор, пока все не убеждались в готовности космонавта к уверенным, четким действиям в полете в любой ситуации. Методически все наши тренировки строились так, чтобы космонавт в кабине тренажера постоянно ощущал себя находящимся на настоящем корабле, совершающим реальный полет. Даже то, что в тренажере невозможно было воспроизвести: перегрузки, невесомость,…
Георгий Тимофеевич Береговой, Борис Валентинович Волынов, Георгий Степанович Шонин и я принимали участие в подготовке к полетам по программе «Восход». Но успешное решение всех задач, поставленных перед «Восходом» и «Восходом2», а также отличные результаты при испытаниях нового космического корабля в беспилотном варианте не потребовали дополнительных запусков «Восходов» и позволили все внимание сосредоточить на новом корабле,…