Невероятно, но факт!

Часть 4


Великолепная семёрка

Великолепная семёрка


Быстро пролетели сутки, и вот мы слышим доклад Владимира Комарова о том, что он приступает к укладке снаряжения и переносит в спускаемый аппарат все, что надлежало вернуть на Землю. Потом он включил ручную систему ориентации и сориентировал корабль. Заработала тормозная двигательная установка, «Союз» устремился к Земле. Нормально, в заданное время, произошло разделение корабля — спускаемый аппарат освободился от орбитального и приборноагрегатного отсеков. Через несколько минут мы получили сообщение, что спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы. Связь с кораблем прервалась.

Временный перерыв связи предусмотрен программой — ее не может быть, когда корабль тормозится и раскаляется от трения об атмосферу. В это время он как бы окутывается облаком ионизированного газа, которое не пропускает радиоволны…

Прошло еще несколько минут. Мы ожидали восстановления связи и сообщения о благополучном приземлении. Но связи нет и нет. Все застыли в тревожном ожидании, не думая, что с кораблем могло произойти чтолибо непредвиденное…

Но такое сообщение пришло… Страшное сообщение. Парашютная система сработала не в расчетном режиме, и спускаемый аппарат приземлился на скорости, значительно выше безопасной. Владимир Комаров погиб.

Конечно, каждый из нас отлично понимал, за какое сложное, полное риска дело он взялся — при испытаниях любой техники, тем более такой, как космическая, всякое возможно. Пока еще каждый полет в космосе — это шаг в неизведанное, и трудно с полной уверенностью предсказать, что ждет там испытателя.

Но одно дело понимать это умом, и совсем другое — прочувствовать сердцем, быть свидетелем гибели друга.

Володю хоронили в Москве, на Красной площади. Урну с его прахом установили в кремлевской стене.

«Мы научим летать «Союз», — писал в те дни в «Комсомолке» Юрий Гагарин. — В этом я вижу наш долг, долг друзей перед памятью Володи». И далее: «Союз» отличный, умный корабль. Он будет летать. Мы сядем в кабины новых кораблей и выйдем на новые орбиты. Весь жар сердец, весь холод ума отдадим делу. Володя погиб во имя жизни. И завещал нам любить ее еще крепче. Мы будем жить и работать…»

Как на фронте в бою потери не останавливали бойцов и они выполняли боевую задачу до конца, так и у нас в отряде тяжелая потеря не поколебала веру космонавтов в надежность космической техники.

Разработчики и создатели корабля еще и еще раз пересматривали конструкции систем и агрегатов.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 15

Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…

Часть 16

Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…

Часть 17

Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…

Часть 18

Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…

Часть 19

На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…

Часть 20

Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…

Часть 21

Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…

Часть 12

Как же совершаются на Земле все эти чудеса? Комплексный тренажер, помимо макетакопии, включает в себя еще.электронновычислительный комплекс, пульт управления, за которым работают операторыметодисты, руководящие тренировками космонавтов и, наконец, большое количество имитационных устройств и приборов, которые и создают почти полную картину космического полета. В ЭВМ закладывается программа и логика работы всех систем, корабля. Машина управляет работой…

Часть 13

Перед началом работы на тренажере мы подробно разбирали с методистами характерные особенности участка, все действия космонавта в кабине тренажера, определяли их последовательность. Потом методисты отвечали на наши вопросы, проверяли, хорошо ли мы поняли задание, и только после этого можно было занимать рабочее место на тренажере. Обычно тренировки продолжались непрерывно по 3 — 4 часа. Отрабатывались…

Часть 14

Отработка каждого участка полета продолжалась до тех пор, пока все не убеждались в готовности космонавта к уверенным, четким действиям в полете в любой ситуации. Методически все наши тренировки строились так, чтобы космонавт в кабине тренажера постоянно ощущал себя находящимся на настоящем корабле, совершающим реальный полет. Даже то, что в тренажере невозможно было воспроизвести: перегрузки, невесомость,…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!