Часть 11
Председатель Ассоциации кубино-советской дружбы,
президент Академии наук Кубы Сойло Маринелио
и президент общества «СССР — Куба» Владимир Шэталов
Сидя в кораблетренажере, привыкаешь к его интерьеру, внутреннему убранству. Запоминаешь расположение приборов, многочисленных ручек, кнопок, тумблеров на пульте управления и приборной доске.
Привыкаешь и к специфическим запахам корабля, и к его освещению, и к легким шумам, которые издают работающие системы и механизмы. В космосе нет места для мелочей — любое отклонение от знакомого фона может послужить тревожным сигналом, требующим немедленной проверки, почему появился какойто новый запах, снизилась интенсивность освещения, послышалось странное постукивание или шипение… Все важно, все может повлиять на исход полета.
Но одно из самых главных достоинств комплексного тренажера заключается в том, что на нем в земных условиях можно воспроизвести почти полную картину реального космического полета. Поэтомуто он и называется не просто тренажером, а еще и комплексным тренажером.
Космический тренажер создается на тех же принципах, что и авиационный, служащий для тренировки летчиков всех категорий.
Комплексный тренажер — это удивительное творение наших конструкторов, чудо современной космической техники. По своей сложности он, пожалуй, ничуть не проще, а даже кое в чем превосходит настоящий корабль. В самом деле, если все то, что космонавт видит, слышит и ощущает в полете, предоставляет ему сама природа, то здесь, в тренажере, все это имитируется разными специальными устройствами. И имитируется весьма правдоподобно.
Занимая свое рабочее место в кабине тренажера, космонавт видит перед собой пульт управления и табло, на которых читает всю необходимую информацию, точно такую же, какую он получит в реальном полете корабля. Точно так же включается радио и телевизионная связь, ведутся переговоры с «Землей».
После команды «Пуск!» по громкой связи идет отсчет секунд. Он слышит шум двигателей, в строго определенное время «сбрасывается» аэродинамический обтекатель, и кабина кораблятренажера освещается «солнцем». Прибор «Глобус» начинает показывать, над какими районами Земли «пролетает» корабль, работает счетчик витков, на табло светятся наборы цифр — параметры орбиты корабля. Заглянув в иллюминатор, космонавт видит Землю такой, какой бы увидел и в реальном полете. Видит кривизну ее поверхности, радужный ореол атмосферы, черное небо космоса, усеянное звездами, блестящую Луну…
Если же по программе тренировок предусмотрено проведение маневров на орбите и космонавт возьмется за ручки управления, то через оптический визирориентатор и обзорные иллюминаторы он сможет проконтролировать все свои действия по управлению кораблем.
Вот он сдвигает ручку с места и дает кораблю команду начать разворот — и тут же видит, как в иллюминаторе уплывают в сторону звезды. Солнце, только что «светившее» прямо в кабину, скрывается за край иллюминатора, Земля начинает медленно разворачиваться. Новое движение ручки — ив иллюминаторе происходит новая смена «картинки».
На комплексном тренажере можно проиграть и встречу двух кораблей. На табло появляются цифры, показывающие относительную скорость сближения, расстояние между кораблями. В иллюминаторах становится виден другой корабль, все время увеличивающийся в размерах. Можно следить за всеми его эволюциями, всеми маневрами на орбите. Можно даже «облететь» и «осмотреть» этот мнимый корабль со всех сторон.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…
Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…
Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…
Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…
На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…
Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…
Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…
Георгий Тимофеевич Береговой, Борис Валентинович Волынов, Георгий Степанович Шонин и я принимали участие в подготовке к полетам по программе «Восход». Но успешное решение всех задач, поставленных перед «Восходом» и «Восходом2», а также отличные результаты при испытаниях нового космического корабля в беспилотном варианте не потребовали дополнительных запусков «Восходов» и позволили все внимание сосредоточить на новом корабле,…
«Союз» учится летат Семь иллюминаторов «Союза» давали возможность вести с его борта самые разнообразные научные наблюдения, фотографировать поверхность и атмосферу Земли, Луну, Солнце, звезды и другие космические объекты. Состав научной аппаратуры мог меняться в зависимости от целей и задач полета. На новом корабле можно было установить даже большой мощный телескоп. Все это, вместе взятое, и…
После приземления корабля «Союз-8» … Вся группа работала в напряженном ритме. Тон задавали ветераны. Мы учились у них необыкновенному трудолюбию, преданности избранному делу. Я поражался, как эти люди, которых постоянно отрывают от дел на различные встречи, конференции, поездки по стране и за рубеж, все-таки успевают в совершенстве осваивать новую технику, находить время для занятий и…