Невероятно, но факт!

Часть 7


«Союз» — «Салют» перед стыковкой (макет)

«Союз» — «Салют» перед стыковкой (макет)


Наша группа продолжала подготовку к проведению новых пилотируемых испытаний кораблей «Союз». А в это время в космосе были осуществлены сложные эксперименты по стыковке двух пар автоматических летательных аппаратов серии «Космос». Сначала были состыкованы «Космос186» и «Космос188», потом «Космос-212» и «Космос-213». Обе стыковки прошли успешно. Все системы, обеспечивающие поиск, сближение и стыковку автоматических аппаратов, работали четко, надежно. Были также проведены и новые успешные испытания корабля «Союз» в беспилотном варианте.

Теперь можно было приступать к испытательным полетам и пилотируемых кораблей. Первый такой полет намечалось провести в октябре 1968 года. Планировалось выведение на орбиту сначала беспилотного корабля «Союз2», а вслед за ним пилотируемого «Союз3» с целью отработки поиска и сближения кораблей с применением автоматического и ручного управления.

Я готовился к этому полету вместе с Георгием Тимофеевичем Береговым и Борисом Валентиновичем Волыновым.

Георгий Тимофеевич пришел в отряд космонавтов позже других, но он был старше всех нас. Он принимал участие в Великой Отечественной войне чуть ли не с самого первого ее дня и до последнего.

Окончил войну в Чехословакии, на своем штурмовике совершил 185 боевых вылета и уничтожил много вражеской техники и солдат. Еще в 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Георгий Тимофеевич сменил штурмовок на истребитель, много летал, потом учился в той же Военновоздушной академии в Монине, которую несколько позже закончил и я, перешел на испытательную работу и был удостоен звания «Заслуженный летчикиспытатель СССР».

Борис Валентинович Волынов в отряде космонавтов был ветераном. Он пришел в него вместе с Гагариным. Отличный летчик, крепкий, выносливый, физически хорошо развитый, он имел опыт подготовки к нескольким полетам в качестве дублера. С одной стороны, это придавало ему уверенность в себе, в своих силах и способностях, а с другой — он испытывал иногда некоторое недоверие к работе товарищей. Мне казалось, что излишняя прямолинейность усложняла ему контакт с другими пилотами, особенно в первый период нашей работы. Однако настойчивость и трудолюбие снискали ему всеобщее уважение и способствовали нашему быстрому сближению…

Мы детально и тщательно изучали конструкцию корабля «Союз», много работали на тренажерах, учились обращаться с кино и фотоаппаратами, а в свободное время усиленно занимались спортом и в первую очередь теми его видами, которые помогали тренировать вестибулярный аппарат.

До прихода в отряд космонавтов я без большого уважения относился к велосипеду и ни разу на него даже не садился. Но оказалось, что езда на велосипеде способствует тренировке вестибулярного аппарата, и мне пришлось подружиться с этой двухколесной машиной. Кто учился ездить на велосипеде не в детстве, а в более зрелом возрасте, тот знает, что это такое.

Не могу в точности сказать, сколько восьмерок я сделал и шишек себе набил, но ездить на этой хитрой машине все же научился. Хотя большого удовольствия это мне и не доставляло.

Гораздо в большей степени я увлекался прыжками на батуте.

Теперь этот спортивный снаряд очень популярен. Регулярно проводятся региональные и даже всесоюзные соревнования, есть свои чемпионы как в одиночном разряде, так и в синхронных прыжках. Соревнования эти даже по телевидению показывают, и надо сказать, что они очень и очень зрелищны, особенно когда выступают на батуте признанные мастера этого молодого вида спорта.

Но я совсем не был уверен в том, что так же зрелищны были и мои первые прыжки. Во всяком случае, комментарии, которые так и сыпались из уст моих «товарищей по оружию» после моих попыток сделать переворот, были далеко не восторженными и не вдохновляли на повторение…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 15

Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…

Часть 16

Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…

Часть 17

Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…

Часть 18

Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…

Часть 19

На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…

Часть 20

Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…

Часть 21

Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…

Часть 9

Но простой задача казалась только на первый взгляд. На деле она оказывалась куда более сложной. Чем быстрее вращался барабан, тем сильнее сидящему в кресле казалось, что вращается он сам. Иллюзия вращения была полной, и у испытуемого невольно напрягались все мышцы, кружилась голова, появлялось ощущение укачивания и тошноты. После такой тренировки у каждого из нас резко…

Часть 10

В ЦК ВЛКСМ Проводились тренировки вестибулярного аппарата и с помощью электрического тока. Испытуемый садится в кресло, установленное на мягких опорах. На виски накладывают металлические пластины, к которым подводится слабый пульсирующий электрический ток. Как только напряжение усиливается, ток вызывает раздражение вестибулярного аппарата, и он посылает в мозг ложные сигналы о том, будто бы положение испытуемого в…

Часть 11

Председатель Ассоциации кубино-советской дружбы, президент Академии наук Кубы Сойло Маринелио и президент общества «СССР — Куба» Владимир Шэталов Сидя в кораблетренажере, привыкаешь к его интерьеру, внутреннему убранству. Запоминаешь расположение приборов, многочисленных ручек, кнопок, тумблеров на пульте управления и приборной доске. Привыкаешь и к специфическим запахам корабля, и к его освещению, и к легким шумам, которые…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!