Невероятно, но факт!

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану.

Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от посадочной ступени, как совершенно неожиданно взлетная ступень начала вращаться. Взволнованный Сернан крикнул Стаффорду, чтобы тот включил аварийную систему. Но Стаффорд не потерял присутствия духа. Он сделал все, чтобы стабилизировать полет взлетной ступени. После нескольких попыток это ему удалось…

Мужество, высокие эмоциональноволевые качества летчиков, воспитанные тысячами часов налета на самолетах разных типов, постоянная готовность к самостоятельным действиям в самых неожиданных ситуациях помогли этим двум незаурядным людям найти правильное решение в условиях острого дефицита времени и отсутствия даже малейшей надежды на какуюлибо помощь Земли.

Когда Том Стаффорд и Юджин Сернан гостили у нас в Звездном, я был свидетелем шутливой пикировки двух этих отважных людей. Том, указывая на седую голову Сернана, сказал нам, что Юджин поседел во время того полета к Луне, на что Сернан тут же отпарировал выпад Стаффорда и, указывая на его лысую голову, сказал: «А ты, Том, забыл, что именно тогда лишился своих последних волос?!»

НАСА было удовлетворено полетом «АполлонаХ» и заявило, что теперь нет никаких препятствий к высадке астронавтов на Луне.

Старт космического корабля «АполлонXI», который должен был высадить первых астронавтов на Луну, был назначен на 16 июля 1969 года. В состав его экипажа входили: Нил Армстронг — командир, Майкл Коллинз — пилот основного блока «Колумбия» и Эдвин Олдрин — пилот лунной кабины «Орел».

Командир этого экипажа также побывал у нас в Звездном, мы с ним встречались и в США.

Полет «АполлонаXI» начался успешно. Через 100 часов после старта, когда «Аполлон» находился за Луной и связи с ним не было, Нил Армстронг расстыковал лунную кабину от основного блока, и они вместе с Олдрином начали сближение с Луной. Майкл Коллинз оставался в основном блоке и следил за полетом «Орла».

При подлете к Луне в лунной кабине загорелся аварийный сигнал, вызванный перегрузкой в работе одной из систем. Этот сигнал очень взволновал астронавтов, и, хотя оператор с Земли утверждал, что ничего опасного нет и просил астронавтов не обращать на него внимания, они, естественно, нервничали, сигнал мешал им наблюдать ориентиры на поверхности Луны. А между тем автоматическая программа управления вела лунную кабину на посадку в кратер, дно которого было усеяно крупными камнями. Это могло привести к аварии в момент прилунения.

Армстронг не растерялся и взял управление в свои руки, снизил вертикальную скорость и стал решительно маневрировать кабиной.

При встречах Нил Армстронг, человек обычно молчаливый, с наибольшим оживлением рассказывал именно про этот момент.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 19

Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…

Часть 20

На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…

Часть 21

Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…

Часть 22

Проснулись мы мгновенно, и даже не хотелось, как на Земле, «потянуться» и «поваляться еще чуток». «Выплыли» из своих мешков, проделали несколько упражнений с эспандерами, «умылись» и за работу — нужно было еще до связи с Землей привести в порядок отсеки, уложить все оборудование и снаряжение, которое подлежит возврату на Землю, изловить все плавающие по кабинам…

Часть 23

Волынов шлет нам по радио свой привет и желает мягкой посадки. Мы дружно кричим ему: «До встречи на родной Земле!» Он еще сутки будет находиться в космосе. Немного завидуем ему, для нас космическая эпопея уже заканчивается… Тормозной двигатель отработал положенное время и замолк. Снова наступила тишина. Снова вернулась невесомость. Стараемся понять — все ли у…

Часть 24

«Востоки» могли осуществлять только неуправляемый спуск по баллистической кривой — от этого и перегрузки были вдвое большими, и нагрев оболочки значительно сильнее, и пламя за бортом бушевало куда страшней! Но и нам переживаний хватает. Напряженно ждем главного момента — раскрытия парашютной системы. Тянутся, тянутся секунды… Наконец чувствуем сильный удар и ощущаем всплеск перегрузок — это…

Часть 25

Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…

Часть 26

Расталкивая всех, к нам энергично пробирался какойто человек. «Наверное, журналист», — почемуто подумал я. И точно. Этот товарищ с ходу начал брать интервью. Но старший по группе поиска оттеснил журналиста: он спешил принять «космическое» имущество и отправить нас в Караганду. Как только мы заняли предназначенные нам места в вертолетах, пилоты подняли свои машины в воздух……

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!