Невероятно, но факт!

Часть 15

И вот новый урок географии — космический. Все смотрится совсем поиному. И кажется Земля совсем не такой уж огромной, какой представлялась она мне в детстве, во всяком случае, совсем не бесконечной. За какихнибудь полтора часа облетаю вокруг нее. Вижу горы почти такими же, как видел их на огромном рельефном глобусе. Подо мной мелькают страны, только в отличие от глобуса и карт на Земле не видны границы между ними.

Но, пожалуй, больше всего меня поразила атмосфера Земли. Вот уж что в моем воображении всегда представлялось безбрежным, бесконечно могучим океаном, так это океан воздушный. А из космоса воздушная оболочка Земли кажется очень тоненькой, и только диву даешься, как она может защищать нас от убийственных космических лучей и потока метеоритного вещества, как может обеспечивать живительным кислородом многомиллиардное население планеты и ее животный мир, а еще промышленность и транспорт.

Напомню: наибольший диаметр Земли приблизительно 12 тысяч километров, а толщина слоя атмосферы, где сосредоточена основная масса воздуха, всего 20— 30 километров. Если представить Землю окружностью диаметром в 1,2 метра, тогда плотные слои атмосферы следует изобразить тонкой полоской всего в 2—3 миллиметра толщиной.

На память приходят и такие цифры — 5 килограммов кислорода потребляет один человек в сутки (а людей на Земле 4 миллиарда!), сотни килограммов сжигает одна автомашина (а их уже несколько сот миллионов), тысячи килограммов кислорода съедает реактивный самолет за один только рейс! А сколько их, самолетов, и сколько этих рейсов проводится за год? Но и это еще не все — тысячи заводов и фабрик, тепловых электростанций, миллионы дымовых и выхлопных труб взамен поглощаемого ими кислорода выбрасывают в атмосферу ежедневно тысячи тонн углекислоты и твердых продуктов сгорания. Из космоса мне хорошо были видны огромные дымные шапки, зловеще нависшие почти над всеми крупными городами планеты, Особенно плотными они были над промышленными городами Западной Европы, США и японской столицей — Токио.

И подумалось тогда — надолго ли хватит нашей атмосферы?

Ведь загрязняется не только она, но и воды морей и океанов, вырубаются леса, которые очищают атмосферу от твердых примесей и восстанавливают кислород…

Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не проживет и недели, а без воздуха он умрет через пять минут!

Потом, после полета, мне часто и много пришлось путешествовать по родной стране и разным странам нашей планеты. Я видел — люди почти повсюду испытывают тревогу по поводу загрязнения воздуха и воды. Принимаются действенные меры к охране природы. Пожалуй, больше всего заботы об окружающей среде проявляют наша страна и социалистические страны. Приняты законы об охране природы, в это дело вкладываются огромные средства, и уже видны весьма существенные результаты. Во всяком случае, из всех многомиллионных столиц мира в Москве сегодня самый чистый воздух.

Но приходилось видеть и иное. На Западе в городах, в которых мне пришлось побывать, было трудно дышать, не помогали ни кондиционеры, ни очистители воздуха. От грязи и копоти, заполнивших воздух, одежда быстро становилась . черной. Я ходил по набережным рек, походивших скорее на сточные канавы, в них уже не было ничего живого…

За чистоту воды и воздуха еще предстоит серьезная борьба. Думаю, что развитие космонавтики окажет немалое содействие людям и в этой борьбе.

Заканчивались первые сутки моего полета. Земля подо мной завершала полный оборот вокруг своей оси, и я снова должен был пролетать над начальной точкой своей орбиты, космодромом Байконур. В этот момент там готовился к старту космический корабль «Союз-5». Трансляцию старта я хорошо слышал. Мысленно переживал все, о чем докладывали мои друзья.

На это время руководители полетом освободили меня от всех дел и предоставили свободное время, чтобы я мог спокойно наблюдать Землю.

Над космодромом стояла отличная безоблачная погода, и я увидел его среди широкой заснеженной равнины. Хорошо просматривалась стартовая площадка, четко были видны крупные строения. Заметил в атмосфере над Байконуром белую инверсионную полосу. Она круто уходила вверх, тянулась ко мне, обрываясь где-то впереди на довольно большой высоте от Земли. Немедленно доложил об этом в Центр. И почти тотчас же услышал в наушниках знакомый голос Бориса Вольтова, который настойчиво вызывал меня. Прямая связь между кораблями была установлена.

Я поздравил ребят с успешным началом их космического полета и пожелал скорой встречи на орбите. Очень мне было приятно сознавать, что в космосе теперь я не один, где-то не так уж далеко находятся мои друзья, и скоро, очень скоро предстоит не только сближение двух кораблей, но и непосредственная встреча с ними в космосе!

По программе наше «рандеву» должно было произойти через сутки после старта «Союза-5». Эти сутки были необходимы экипажу для адаптации к условиям космического полета, а также для проведения различных подготовительных операций, в том числе коррекции и создания так называемой «монтажной» орбиты.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 13

В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…

Часть 30

Там же, на ЛеБурже, мы встретились со своими коллегами из США — астронавтами Джеймсом Макдивиттом, Дэвидом Скоттом и Расселом Швейкартом. Вскоре после нашего полета на кораблях «Союз-4» и «Союз-5» они совершили полет на «Аполлоне-IX». Американцы форсировали свою лунную программу и во что бы то ни стало хотели уже летом 1969 года высадить на поверхность Луны…

Часть 14

Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь. Будильник завел на…

Часть 31

Он утверждал, что она была «задумана не пытливыми умами ученых, а явилась прежде всего ответом на пять кошмарных лет, в течение которых русские шли неоспоримо впереди американцев в «космической гонке», что космическая программа США «была санкционирована президентом Джоном Кеннеди, потерпевшим двойное унижение, вопервых, в космосе и, вовторых, из-за позорной истории с бухтой Кочинос (попыткой интервенции…

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой. Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!