Невероятно, но факт!

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах думать было некогда. Но ведь сейчас произойдет уникальное событие — впервые в мире через открытый космос два человека перейдут из корабля в корабль! Разве можно было обойтись без торжественной встречи?!

На Земле друзей встречают цветами. Как бы там ни спорили физики с лириками, но я очень и очень пожалел, что у меня не было припасено ветки сирени. Что делать? Ничего лучшего не нашел, как крупными буквами написать фламастером на стенке орбитального отсека приветственный лозунг «Добро пожаловать!».

Взглянул на часы — пора было покидать орбитальный отсек и занять свое рабочее место в спускаемом аппарате. Бросил беглый взгляд на свой «транспарант». Он мне очень понравился, и, удовлетворенный, нырнул в люк. С особой тщательностью осмотрел его крышку, влажной салфеткой протер резиновый ободок, чтобы не осталось на нем ни пылинки: нарушится герметизация отсеков — тогда беда! И плотно, по всем правилам, как учили методисты на тренировках, закрутил штурвалом крышку. Затем плавно опустился в свое кресло.

После окончания работы двигательной установки мой корабль летел почти в стабилизированном положении, «боком» к Земле. Через иллюминаторы я наблюдал удивительно красивую картину заходящего за горизонт Солнца. На небе уже сверкали отдельные крупные звезды. По мере того как темнело, их становилось все больше и больше. И вдруг увидел еще одну не совсем обычную яркую звезду: она медленно меняла свое положение среди других звезд.

«Неужели это они?» — подумал я и буквально впился глазами в светящуюся точку. Она быстро увеличивалась в размерах, и я окончательно убедился в том, что это «они» — корабль «Союз-5». Прикинул на глаз расстояние — не менее 12—15 километров. Скоро светящаяся точка обрела формы маленького самолетика — ярко блестевшие на Солнце панели солнечных батарей были похожи на крылья.

Ребята сообщили, что они тоже видят меня.

Молодцы баллистики! Вот это точность! По их расчетам две пылинки в беспредельном космосе сумели найти друг друга!

А корабли между тем все сближались и сближались. Вот между нами уже менее километра, вот всего 500 метров, 300…

Подумалось, что сейчас можно было бы и состыковаться, это, вероятно, потребовало бы меньшего расхода топлива. Вот он, корабль, рядом, стоит только взяться за ручки управления и… Но самодеятельность исключается — по плану система автоматического сближения пока не приведена в рабочее состояние. Связи с Центром тоже нет. Да и скоро войдем в тень Земли…

Прижимаюсь к стеклу иллюминатора так, что мой нос превращается в лепешку: «Союз-5» выходит из поля моего зрения. Бросаюсь к противоположному иллюминатору, но в нем ничего не видно. «Союз-5» находится в «мертвой» зоне — он не просматривается из моего корабля. Мучительно долго тянется время.

Мелькает мысль: «Так и столкнуться не мудрено!» Но в этот момент вновь показался «Союз-5». Он проходил совсем близко от моего корабля — между нами было метров 70—80, не больше. Но мы уже расходились. В последних лучах заходящего солнца корабль был особенно красив — блестел, как большой изумруд. Четко просматривались все его антенны, кронштейны с приборами и световыми сигналами, а на солнечных батареях можно было различить каждый маленький блочок. Но волшебная картина быстро исчезла — корабли погрузились в земную тень. После яркого солнечного света, отраженного от корабля, я не сразу стал различать звезды на черном бархате неба.

В темноте расхождение кораблей продолжалось. Мы зажгли бортовые огни и хорошо видели друг друга. В установленное время я включил автоматику сближения. Специальные приборы начали поиск. Они почти сразу же обнаружили «Союз-5». Дальность между кораблями составляла в тот момент около 3,5 километра.

Мы постоянно поддерживали связь друг с другом, следили за показаниями приборов, обменивались информацией. Я фиксировал развороты своего корабля, включение основной двигательной установки, контролировал параметры ее работы.

Снова расстояние между нашими кораблями стало сокращаться. Вот уже до «Союз-а5» меньше километра, 800 метров… Напряжение растет. Дальность 300, 200, 150 метров!

Автоматика сделала свое дело.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 15

И вот новый урок географии — космический. Все смотрится совсем поиному. И кажется Земля совсем не такой уж огромной, какой представлялась она мне в детстве, во всяком случае, совсем не бесконечной. За какихнибудь полтора часа облетаю вокруг нее. Вижу горы почти такими же, как видел их на огромном рельефном глобусе. Подо мной мелькают страны, только…

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой. Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Часть 19

Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 20

На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…

Часть 21

Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru