Часть 34
«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля.
Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. — В. Ш.) следил за приборами, а мне пришлось управлять кораблем. «Орел» пронесся над валунами, и я посадил его на небольшой ровной площадке, усеянной мелкими камешками и неглубокими кратерами».
20 июля 1969 года в 20 часов 17 минут 42 секунды по гринвичскому времени первый пилотируемый космический аппарат землян совершил посадку на поверхность Луны.
После посадки астронавты в течение трех минут находились в готовности номер один с тем, чтобы совершить немедленный аварийный старт с Луны. Но все было спокойно, кабина стояла прочно на лунном грунте и не погружалась в него. Центр управления дал разрешение астронавтам остаться на Луне и действовать по программе.
Через семь часов, когда были закончены все подготовительные операции, Нил Армстронг открыл люк лунной кабины и по трапу спустился на поверхность Луны. Быстро освоившись, он обошел лунную кабину и осмотрел ее опоры.
Затем собрал аварийный комплект образцов лунной породы и уложил на грунт пять медалей с изображением космонавтов Ю. Гагарина и В. Комарова и астронавтов В. Гриссома, Э. Уайта и Р. Чаффи.
Олдрин, спустившийся на поверхность вслед за Армстронгом, попробовал передвигаться по Луне различными способами, но пришел к выводу — самый надежный способ такой же, как и на Земле, — переставляя попеременно ноги вперед. Армстронг заснял все действия Олдрина на кинопленку.
Через два часа астронавты забрались в лунную кабину и стали готовиться к возвращению на Землю.
Стартовала взлетная ступень нормально, через три с половиной часа астронавты состыковали ее с основным блоком. Когда астронавты подлетали к Земле, оказалось, что в расчетном месте их приводнения разразилась сильная гроза. Было решено изменить программу спуска и посадить отсек экипажа в 400 километрах к северовостоку от ранее намеченной точки приводнения. Через 195 часов после старта астронавты приводнились в Тихом океане примерно в 20 километрах от авианосца «Хорнет», который успел подойти к новому месту посадки.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…
Расталкивая всех, к нам энергично пробирался какойто человек. «Наверное, журналист», — почемуто подумал я. И точно. Этот товарищ с ходу начал брать интервью. Но старший по группе поиска оттеснил журналиста: он спешил принять «космическое» имущество и отправить нас в Караганду. Как только мы заняли предназначенные нам места в вертолетах, пилоты подняли свои машины в воздух……
Из полосы тени корабль вышел уже в южном полушарии. Прямой связи с нашими пунктами еще не было. Не скрою — я волновался в этот момент: как-то поведет себя в космосе настоящий корабль, будет ли он так же послушен моей воле, как был послушен комплексный тренажер на Земле? Взялся за ручку управления. По теневому индикатору определил…
Когда наш самолет приземлился на Внуковском аэродроме и я вышел на верхнюю площадку самолетного трапа, увидел яркую красную ковровую дорожку, протянувшуюся от самолета до трибуны, на которой стояло множество людей, у меня даже в глазах потемнело и тело забило мелкой дрожью… Не помню уже, как мы спустились по трапу, как строем, печатая шаг, шли по…
На отдельных витках планировалось проведение динамических операций — коррекция орбиты, сближение и стыковка кораблей; тогда все другие эксперименты на этих витках не проводились. «Глухие» витки, когда с наземными пунктами связи контакта не было, отводились на отдых и сон. Время на обеды, завтраки и ужины также выделялось в период отсутствия прямой радиосвязи. Все было расписано и…
Но в Центре в это время уже началась подготовка к следующему этапу испытаний кораблей «Союз» — уточнялась программа, формировались экипажи, составлялись программы занятий и тренировок. Товарищам, впервые готовящимся к полету, нужны были наша помощь, наш опыт. К тому же я был назначен начальником отдела подготовки экипажей космических кораблей «Союз». Забот прибавилось, и, отлично понимая всю…
В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…
В состав экипажей первых двух «Союз-ов» — шестого и седьмого, включили наших бывших дублеров — Георгия Степановича Шонина и Валерия Николаевича Кубасова, Анатолия Васильевича Филипченко и Виктора Васильевича Горбатко, к последней паре добавили еще и третьего члена экипажа — бортинженера Владислава Николаевича Волкова. А экипаж восьмого «Союза» предложили составить из космонавтов, уже побывавших в космосе,…
Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь. Будильник завел на…
Там же, на ЛеБурже, мы встретились со своими коллегами из США — астронавтами Джеймсом Макдивиттом, Дэвидом Скоттом и Расселом Швейкартом. Вскоре после нашего полета на кораблях «Союз-4» и «Союз-5» они совершили полет на «Аполлоне-IX». Американцы форсировали свою лунную программу и во что бы то ни стало хотели уже летом 1969 года высадить на поверхность Луны…