Невероятно, но факт!






купонлар.ру

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой.

Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен переход из лунной кабины в основной блок через открытый космос). Причину этого недомогания тогда не удалось установить.

Что же касается технических неполадок, то они, по мнению американских специалистов, были естественны для испытательных полетов новых космических аппаратов и не могли повлиять на проведение дальнейших испытаний космических кораблей «Аполлон».

Рейс «Аполлона-IX» показал, что в земных условиях невозможно предусмотреть все трудности, с которыми придется столкнуться астронавтам в дальнем полете. К примеру, для перехода из основного блока корабля в лунную кабину необходимо открыть два люка и отвести в сторону детали стыковочных устройств. На Земле астронавты тратили на эту операцию 15 минут. В космосе же, путаясь в кислородных шлангах, раздвигая в стороны мешавшие им предметы, они осуществляли переход в течение почти полутора часов…

Новые испытания «Аполлона» проводил экипаж в составе Томаса Стаффорда, Джона Янга и Юджина Сернана. Этот полет американцы называли «генеральной репетицией» лунной экспедиции. Он как бы синтезировал два предыдущих полета. Орбита его проходила вокруг Луны, как и корабля «Аполлон-VIII», а эксперименты, которые проводил экипаж с лунной кабиной, были такие же, как и при полете на «Аполлоне-IX», с той лишь разницей, что лунная кабина должна была приблизиться к поверхности Луны на расстояние до 15 километров.

Со всеми членами этого экипажа я встречался не один раз. И они всегда с большим увлечением рассказывали о своем полете.

Стартовал «Аполлон» 18 мая 1969 года в расчетное время — около 17 часов по Гринвичу. Однако за три недели до старта на космодроме имени Кеннеди создалась аварийная ситуация, которая заставила всех немало поволноваться.

Когда ракетаноситель вместе с кораблем была установлена на стартовой площадке и заправлена топливом, то из топливных баков первой ступени ракеты вытекло 19 тонн горючего. Причина аварии была найдена и устранена. Все системы ракеты подверглись дополнительным наземным испытаниям.

Старт корабля прошел нормально, и на третьи сутки «Аполлон-Х» был уже в районе Луны. Через 82 часа после старта с Земли Стаффорд и Сернан покинули основной блок, который был назван ими «Чарли Браун», и перешли в лунную кабину — «Снупи». (Чарли Браун и Снупи — популярные персонажи американских комиксов.)

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 19

Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…

Часть 20

На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…

Часть 21

Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…

Часть 22

Проснулись мы мгновенно, и даже не хотелось, как на Земле, «потянуться» и «поваляться еще чуток». «Выплыли» из своих мешков, проделали несколько упражнений с эспандерами, «умылись» и за работу — нужно было еще до связи с Землей привести в порядок отсеки, уложить все оборудование и снаряжение, которое подлежит возврату на Землю, изловить все плавающие по кабинам…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru