Часть 31
Он утверждал, что она была «задумана не пытливыми умами ученых, а явилась прежде всего ответом на пять кошмарных лет, в течение которых русские шли неоспоримо впереди американцев в «космической гонке», что космическая программа США «была санкционирована президентом Джоном Кеннеди, потерпевшим двойное унижение, вопервых, в космосе и, вовторых, из-за позорной истории с бухтой Кочинос (попыткой интервенции на Кубу. — В. Ш.). Тогдато и была поставлена задача высадить людей на Луну раньше, чем это сделают русские».
Академик А. А. Благонравов отверг распространяемое в то время в западной прессе мнение, что главной движущей силой в развитии исследований космоса является соревнование, или «гонка» между СССР и США за свой приоритет.
«Главное в советской программе, — сказал тогда А. А. Благонравов, — планомерное и последовательное развитие космических исследований. Каждый новый шаг должен основательно подкрепляться предыдущими этапами, обеспечиваться и подготавливаться накопленными уже знаниями и опытом. Без этого условия любая программа может оказаться авантюрой».
После пожара в январе 1967 года на космодроме имени Кеннеди первые успешные пилотируемые испытания космического корабля «Аполлон», предназначенного для лунных экспедиций, провели астронавты Уолтер Ширра, Уолтер Каинингем и Дон Эйзел. Руководители полета расценили его итоги как весьма удовлетворительные, хотя и отметили около 50 неполадок и отказов в работе различных систем.
Новые испытания корабля «Аполлон» были продолжены: в декабре 1968 года стартовал «АполлонVIII» с Френком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом. Они первыми облетели вокруг Луны и вернулись на Землю.
Примерно через год после своего полета Френк Борман с семьей побывал у нас в Звездном городке. Он был первым астронавтом США, посетившим Советский Союз.
Встреча с Борманом проходила в очень теплой и дружеской обстановке. Он тогда высоко оценил успехи советской космической науки и техники, заявив, что «без первого искусственного спутника Земли и полета Юрия Гагарина, без исследований ученых многих стран полеты к Луне не могли бь: состояться…».
С участниками полета на «АполлонеIX», Джеймсом Макдивиттом, Дэвидом Скоттом и Расселом Швейкартом, мы встретились в Париже. Они много интересного рассказали нам о своем полете, который проходил по околоземной орбите и продолжался 10 суток. Астронавты впервые испытывали корабль «Аполлон», так сказать, в «полном комплекте» — то есть в составе основного блока и лунного отсека.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…
Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…
Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…
«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…
Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…
Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…
Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…
На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…
Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…
Проснулись мы мгновенно, и даже не хотелось, как на Земле, «потянуться» и «поваляться еще чуток». «Выплыли» из своих мешков, проделали несколько упражнений с эспандерами, «умылись» и за работу — нужно было еще до связи с Землей привести в порядок отсеки, уложить все оборудование и снаряжение, которое подлежит возврату на Землю, изловить все плавающие по кабинам…