Невероятно, но факт!

Часть 19

Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через некоторое время это ему удалось. «Переведя дух», он снова мог продолжить движение.

Когда Женя подошел к люку орбитального отсека моего корабля, он на секунду задержался у его края, сделал четкий разворот на 180 градусов и уверенно опустил ноги в люк. Затем перестыковал свой скафандр на электрофал моего корабля, присоединил освободившийся конец своего фала к разъемам корабля.

Наступила очередь перехода из корабля в корабль Алексея.

В космосе работать оказалось значительно труднее, чем во время тренировок на Земле. Для всех запланированных операций времени не хватало. Корабль вотвот должен был войти в тень Земли, а ребята еще не выполнили всех своих заданий в открытом космосе. Я поторапливал их. Так как основная работа была уже успешно завершена, отменил проведение некоторых мелких операций. Наконец ребята забрались в орбитальный отсек, уложили все принесенное с собой оборудование и закрыли входной люк.

Они сами открыли краны специальных баллонов наддува, давление в орбитальном отсеке и спускаемом аппарате выровнялось. Я проверил герметизацию — все было в порядке, и открыл люк…

Едва успел включить киносъемочную камеру, установленную в орбитальном отсеке, как попал в крепкие объятия Хрунова и Елисеева. Потом мы на Земле просматривали отснятую пленку и от души хохотали — картина встречи получилась удивительной. В орбитальном отсеке вращался какойто сложной формы клубок.

Все говорили одновременно, хлопали друг друга по спине, от этого движение клубка ускорялось, на пленке мелькали головы, руки, ноги, извивались фалы, летали кино и фотоаппараты…

Не могу сказать, как долго продолжалось наше веселье по поводу встречи. Привел нас в чувство голос Бориса Вольтова. Он напомнил нам, что время не ждет и у нас впереди много дел.

Постепенно возбуждение улеглось. Я помог ребятам снять скафандры и уложить их в специальные контейнеры.

Приятным сюрпризом для меня была почта, доставленная друзьями с Земли, — письмо от жены и товарищей, свежие газеты, датированные 15 января, в которых уже сообщалось о старте космического корабля «Союз-4».

Конечно, всегда приятно, когда о тебе пишут газеты, тем более что это было впервые в моей жизни, но втройне приятно читать их в космосе. Ведь почта в космическом пространстве работает пока нерегулярно, и следующими читателями писем и свежих газет на орбите стали через девять лет на «Салюте6» Юрий Романенко и Георгий Гречко…

Однако прочитать письма и просмотреть газеты мне не удалось. По программе приближалось время расстыковки кораблей, а нам еще предстояло проделать множество самых разных дел. Но прежде всего мы дружно (с Борисом договорились «по телефону») приняли решение послать телеграмму руководителям партии и правительства и доложить им об успешном завершении этого важного эксперимента.

Пока составляли и передавали текст телеграммы на Землю, подошло время телевизионной связи и состоялся очередной телерепортаж. К концу его мы получили правительственную телеграмму и до глубины души были взволнованы теплым и сердечным приветствием руководителей партии и правительства нашего государства. Как-то совсем поиному ощутили себя частицей нашей великой Родины, нашего народа. Почувствовали, что и здесь, в космосе, мы вкладываем свой труд в общее дело советского народа, утверждая силу и могущество нашей Отчизны, нашего строя.

С утроенной энергией продолжили работу. До расстыковки нам нужно было провести несколько совместных наблюдений, проконтролировать состояние бортовых систем, записать в бортжурнал основные показания приборов и нашего самочувствия, правильно разложить и закрепить ранцы, скафандры, внешнюю кинокамеру и снятое наручное оборудование, приготовить корабли к расстыковке.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 15

И вот новый урок географии — космический. Все смотрится совсем поиному. И кажется Земля совсем не такой уж огромной, какой представлялась она мне в детстве, во всяком случае, совсем не бесконечной. За какихнибудь полтора часа облетаю вокруг нее. Вижу горы почти такими же, как видел их на огромном рельефном глобусе. Подо мной мелькают страны, только…

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой. Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен…

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 20

На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…

Часть 21

Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru