Невероятно, но факт!

Часть 29

В состав экипажей первых двух «Союз-ов» — шестого и седьмого, включили наших бывших дублеров — Георгия Степановича Шонина и Валерия Николаевича Кубасова, Анатолия Васильевича Филипченко и Виктора Васильевича Горбатко, к последней паре добавили еще и третьего члена экипажа — бортинженера Владислава Николаевича Волкова.

А экипаж восьмого «Союза» предложили составить из космонавтов, уже побывавших в космосе, и включить в него нас с Алексеем Станиславовичем Елисеевым. Предложение было для нас совершенно неожиданным и очень заманчивым. Мы были счастливы и горды оказанным нам доверием и «засучив рукава» принялись за дело. Успешно сдали зачеты по системам корабля, отлично справились со всеми заданиями по работе на тренажерах.

В конце мая нас с Алексеем Елисеевым пригласили в качестве почетных гостей в Париж на 28й авиационный салон. Салон был юбилейным — французы отмечали 60летие перелета через ЛаМанш своего соотечественника Луи Блерио. Отважный французский летчик одолел коварный пролив на одноместном самолетике собственной конструкции. Тогда, в 1909 году, это было выдающимся достижением.

Но вот прошло шесть десятилетий. Осматривая выставленные на летном поле ЛеБурже самолеты и вертолеты самых разных стран мира, я невольно подумал: какую же богатую «информацию для размышления» предоставили посетителям салона его устроители, какой огромный путь пройден авиацией всего за шесть десятков лет. Современникам Блерио, наверное, и во сне не снился тот гигантский скачок, который совершит авиационная техника за столь короткое время.

От маленького «блерио» до гигантов «антеев» и «боингов», от «велосипедных» скоростей до сверхзвуковых.

А дальность полета? Она выросла со 100 километров до многих тысяч, вплоть до беспосадочных перелетов «вокруг шарика»… Но поразительнее всего была «массовость» перелетов. Через 60 лет после Блерио только за год ЛаМанш по воздуху пересекло более 5 миллионов пассажиров, а всего в воздух поднялось около трехсот миллионов человек!

И я подумал тогда, каких же высот должна достигнуть наша космонавтика через шестьдесят лет, к 2029 году, если через двенадцать лет после запуска первого простейшего искусственного спутника Земли в космос поднялись уже многоместные пилотируемые космические корабли. Автоматические станции совершали посадку на поверхность Луны, достигали Венеры, летали к Марсу! Голова кружилась от раскрывающейся величественной перспективы, а ведь скорость научнотехнического прогресса все возрастает и возрастает…


«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 13

В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…

Часть 30

Там же, на ЛеБурже, мы встретились со своими коллегами из США — астронавтами Джеймсом Макдивиттом, Дэвидом Скоттом и Расселом Швейкартом. Вскоре после нашего полета на кораблях «Союз-4» и «Союз-5» они совершили полет на «Аполлоне-IX». Американцы форсировали свою лунную программу и во что бы то ни стало хотели уже летом 1969 года высадить на поверхность Луны…

Часть 14

Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь. Будильник завел на…

Часть 31

Он утверждал, что она была «задумана не пытливыми умами ученых, а явилась прежде всего ответом на пять кошмарных лет, в течение которых русские шли неоспоримо впереди американцев в «космической гонке», что космическая программа США «была санкционирована президентом Джоном Кеннеди, потерпевшим двойное унижение, вопервых, в космосе и, вовторых, из-за позорной истории с бухтой Кочинос (попыткой интервенции…

Часть 15

И вот новый урок географии — космический. Все смотрится совсем поиному. И кажется Земля совсем не такой уж огромной, какой представлялась она мне в детстве, во всяком случае, совсем не бесконечной. За какихнибудь полтора часа облетаю вокруг нее. Вижу горы почти такими же, как видел их на огромном рельефном глобусе. Подо мной мелькают страны, только…

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой. Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен…

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!