Часть 29
В состав экипажей первых двух «Союз-ов» — шестого и седьмого, включили наших бывших дублеров — Георгия Степановича Шонина и Валерия Николаевича Кубасова, Анатолия Васильевича Филипченко и Виктора Васильевича Горбатко, к последней паре добавили еще и третьего члена экипажа — бортинженера Владислава Николаевича Волкова.
А экипаж восьмого «Союза» предложили составить из космонавтов, уже побывавших в космосе, и включить в него нас с Алексеем Станиславовичем Елисеевым. Предложение было для нас совершенно неожиданным и очень заманчивым. Мы были счастливы и горды оказанным нам доверием и «засучив рукава» принялись за дело. Успешно сдали зачеты по системам корабля, отлично справились со всеми заданиями по работе на тренажерах.
В конце мая нас с Алексеем Елисеевым пригласили в качестве почетных гостей в Париж на 28й авиационный салон. Салон был юбилейным — французы отмечали 60летие перелета через ЛаМанш своего соотечественника Луи Блерио. Отважный французский летчик одолел коварный пролив на одноместном самолетике собственной конструкции. Тогда, в 1909 году, это было выдающимся достижением.
Но вот прошло шесть десятилетий. Осматривая выставленные на летном поле ЛеБурже самолеты и вертолеты самых разных стран мира, я невольно подумал: какую же богатую «информацию для размышления» предоставили посетителям салона его устроители, какой огромный путь пройден авиацией всего за шесть десятков лет. Современникам Блерио, наверное, и во сне не снился тот гигантский скачок, который совершит авиационная техника за столь короткое время.
От маленького «блерио» до гигантов «антеев» и «боингов», от «велосипедных» скоростей до сверхзвуковых.
А дальность полета? Она выросла со 100 километров до многих тысяч, вплоть до беспосадочных перелетов «вокруг шарика»… Но поразительнее всего была «массовость» перелетов. Через 60 лет после Блерио только за год ЛаМанш по воздуху пересекло более 5 миллионов пассажиров, а всего в воздух поднялось около трехсот миллионов человек!
И я подумал тогда, каких же высот должна достигнуть наша космонавтика через шестьдесят лет, к 2029 году, если через двенадцать лет после запуска первого простейшего искусственного спутника Земли в космос поднялись уже многоместные пилотируемые космические корабли. Автоматические станции совершали посадку на поверхность Луны, достигали Венеры, летали к Марсу! Голова кружилась от раскрывающейся величественной перспективы, а ведь скорость научнотехнического прогресса все возрастает и возрастает…
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…
Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…
Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…
На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…
Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…
Проснулись мы мгновенно, и даже не хотелось, как на Земле, «потянуться» и «поваляться еще чуток». «Выплыли» из своих мешков, проделали несколько упражнений с эспандерами, «умылись» и за работу — нужно было еще до связи с Землей привести в порядок отсеки, уложить все оборудование и снаряжение, которое подлежит возврату на Землю, изловить все плавающие по кабинам…
Волынов шлет нам по радио свой привет и желает мягкой посадки. Мы дружно кричим ему: «До встречи на родной Земле!» Он еще сутки будет находиться в космосе. Немного завидуем ему, для нас космическая эпопея уже заканчивается… Тормозной двигатель отработал положенное время и замолк. Снова наступила тишина. Снова вернулась невесомость. Стараемся понять — все ли у…
«Востоки» могли осуществлять только неуправляемый спуск по баллистической кривой — от этого и перегрузки были вдвое большими, и нагрев оболочки значительно сильнее, и пламя за бортом бушевало куда страшней! Но и нам переживаний хватает. Напряженно ждем главного момента — раскрытия парашютной системы. Тянутся, тянутся секунды… Наконец чувствуем сильный удар и ощущаем всплеск перегрузок — это…
Переглянулись с ребятами — садиться на дома нам совсем не хотелось. Но… нам только казалось, что мы близко от Земли, высота была еще довольно приличной, и населенный пункт исчез из виду. Под нами широкая снежная равнина. Хрунов командует: «Приготовиться! Земля!» Мы успеваем сгруппироваться в креслах. Потом ощущаем крепкий удар. Сработали двигатели мягкой посадки… Я приподнял…
Расталкивая всех, к нам энергично пробирался какойто человек. «Наверное, журналист», — почемуто подумал я. И точно. Этот товарищ с ходу начал брать интервью. Но старший по группе поиска оттеснил журналиста: он спешил принять «космическое» имущество и отправить нас в Караганду. Как только мы заняли предназначенные нам места в вертолетах, пилоты подняли свои машины в воздух……