Невероятно, но факт!

Часть 14

Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь.

Будильник завел на 3 часа по московскому времени, так как в 3.00 предстоял очередной сеанс связи с Землей.

Проделал все остальные предусмотренные инструкцией операции, забрался в спальный мешок и… довольно быстро уснул «мертвым сном», без сновидений.

Когда проснулся, мне показалось, что прошло всего несколько минут, но, взглянув на часы, убедился — проспал целых пять часов и очень скоро должен был зазвенеть будильник.

После сна чувствовал себя отлично. Тошноты совсем не ощущалось, головная боль исчезла, и, главное, настроение было рабочим.

Последующие сутки окончательно убедили меня в том, что сон в космосе, хотя и короче земного, оказывает очень благотворное влияние на организм. В невесомости все мышцы расслаблены, тело само выбирает удобное положение, оно не испытывает никакого напряжения — отдыхает.

Ну а если сон в космосе придает космонавту столько сил и бодрости, то, значит, здесь можно жить и отлично работать!

Взглянул на приборную доску — все системы корабля действовали нормально, в кабине поддерживалась привычная температура, нормальное атмосферное давление и влажность. За ночь солнечные батареи хорошо поработали и «наполнили» аккумуляторы живительной электрической энергией.

По распорядку дня требовалось сделать физ-зарядку. Учел опыт прошедшего дня и постарался проделать все предписанные упражнения не спеша, без резких движений головой. Хотя, честно признаюсь, меня так и подмывало опять прокрутить пару кульбитов и проверить, что же будет на этот раз. Вчерашнее состояние я объяснил недостаточной адаптацией, теперь же могло быть все подругому. Но… не нужно новых экспериментов! День предстоит нелегкий, и рисковать не следовало…

Занялся своим туалетом. Протер лицо влажной салфеткой, зубы почистил марлевой тряпочкой, причесался, пожалел, что не могу побриться (потом космонавты получили возможность бриться и в условиях невесомости).

От завтрака совсем отказался — решил лечить себя голодом и терпеть. Время завтрака использовал для наблюдений за Землей.

Корабль только что вышел из тени, и вид из иллюминатора открывался чудесный. Мой корабль летел над океаном. Сначала он казался очень темным, почти черным, но окраска его быстро менялась. Чем выше поднималось Солнце, тем светлее становился океан. Вот он поблескивает уже серостальным цветом, потом появляются зеленоватые тона, голубые… По бурунам можно четко определить направление движения океанских кораблей. Отлично видна береговая линия и белая полоска прибоя.

Удивительно красива Куба: весь остров хорошо просматривается. Над ним высятся огромные, ослепительно белые шапки кучевых облаков. Море вокруг по оттенкам напоминает малахит. Видны инверсионные следы пролетающих самолетов.

Вспомнилось детство. Мир мой тогда был ограничен Ленинградом и его окрестностями — они казались центром вселенной, а все остальное как в тумане — может, и есть другие страны, а может, и нет их — и существуют они только в сказках… Потом пришлось много поездить по нашей стране из края в край и убедиться в ее огромности, в справедливости уроков географии. Оказывается, есть на свете и Урал, и Казахстан, и Сибирь, и живут в них люди, такие же, как и я…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой. Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 18

Земля поздравляет нас с благополучной стыковкой и желает продолжения в том же духе. Во время стыковки основная нагрузка, естественно, падала на командиров кораблей. Мы с Борисом исполняли свою партию, как говорится, «в четыре руки», а бортинженер и инженерисследователь нам «подыгрывали». Теперь же, после стыковки, роли менялись… Я запросил экипаж «Союз-а5» о готовности к началу новой…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Часть 19

Добрался до стыковочного узла, осмотрел его. И тут, сделав одно неосторожное движение, вдруг получил дополнительный импульс, и тело его начало заносить кудато в сторону, опрокидывать на спину. Я замер. Чтобы остановить вращение, силы одной руки Жене не хватало. Пришлось ему ухватиться за скобу двумя руками и напрячь всю свою волю, чтобы «погасить» вращательный импульс. Через…

Часть 35

Примерно через час после приводнения вертолет доставил астронавтов на борт авианосца, где они были отправлены в специальное карантинное помещение, поскольку тогда еще не было точно известно, что Луна — безжизненное тело. Карантин длился 21 сутки. Однако обследование астронавтов и анализ доставленных ими с Луны образцов грунта показали, что никаких микроорганизмов на Луне нет. Только 13…

Часть 20

На все эти дела ушло минут сорокпятьдесят, и вот мы снова заняли свои места в кабине спускаемого аппарата. С удовольствием посматриваю направо и на лево, на сидящих рядом друзей. До чего же уютно стало в корабле с их приходом! Искренне посочувствовал Борису — ведь он теперь в одиночестве будет заканчивать свой полет. В расчетное время…

Часть 21

Затем мы продолжили совместную работу. Теперь мне не приходилось суетиться, переключать свое внимание с одного дела на другое — все делили на троих, у каждого были свои четкие обязанности. Женя занялся навигационными измерениями, кино и фотосъемками Земли и атмосферных явлений, Алексей на правах бортинженера приступил к проверке систем корабля. Я приводил в порядок записи в…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru