Невероятно, но факт!

Часть 22

Проснулись мы мгновенно, и даже не хотелось, как на Земле, «потянуться» и «поваляться еще чуток». «Выплыли» из своих мешков, проделали несколько упражнений с эспандерами, «умылись» и за работу — нужно было еще до связи с Землей привести в порядок отсеки, уложить все оборудование и снаряжение, которое подлежит возврату на Землю, изловить все плавающие по кабинам предметы, надежно закрепить их в надлежащих местах так, чтобы во время работы тормозных двигателей и на посадке они не вырвались «на свободу» и не помешали бы работе какихнибудь важных систем.

В бортжурналах четко расписано все то, что надлежит вернуть на Землю, и определены места, где нужно разместить возвращаемое имущество, чтобы не нарушить центровку корабля.

Однако мы всетаки решили перенести в спускаемый аппарат некоторую «контрабанду» — и прежде всего перчатки от скафандров, в которых Елисеев и Хрунов работали в открытом космосе. Вопервых, хотели показать их конструктору, чтобы он смог по достоинству оценить «свое произведение» после работы в открытом космосе. А вовторых, эти перчатки могли стать сувенирами — хорошей памятью о полете. Тем более что и весятто они всего сотню граммов.

Потом я еще раз вернулся в орбитальный отсек и снял со стены портрет В. И. Ленина, который обещал подарить музею Звездного городка, и только после этого окончательно перебрался в спускаемый аппарат.

Все трое занимаем места в креслах, и я докладываю на Землю о готовности к спуску. Она дает свое «добро». Мне нужно сориентировать корабль на «торможение». Так, чтобы он развернулся спиной вперед и тормозной двигатель оказался бы впереди по движению. В момент включения он должен уменьшить скорость нашего корабля примерно на сто метров в секунду.

Ориентация корабля перед включением двигателя — очень ответственная операция. Малейшая ошибка может привести впоследствии к большим отклонениям в точности приземления. Но сейчас рядом мои друзья, они контролируют мои действия, и я чувствую себя совершенно спокойно.

Корабль сориентирован, включена автоматика, и мы ждем время включения тормозного двигателя. Медленно движется секундная стрелка по циферблату. Отлично знаем — система проверена и надежно сработает. А вдруг?!

Но вот секунда в секунду начинает работать двигатель, мы ощущаем небольшой толчок в спину, что-то урчит сзади нас, пыль и другие мелкие частицы, только что свободно и беспорядочно плавающие по кабине, вдруг приобретают организованность и плавно устремляются к задней стенке кабины и прилипают к ней.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 13

В мире тогда было неспокойно, полыхала война во Вьетнаме, никак не могли улечься страсти на Ближнем Востоке, газеты пестрели заголовками статей о гонке вооружений, западные журналисты запугивали мир сообщениями о созданных запасах атомного оружия, вполне достаточных, чтобы уничтожить все живое на Земле и даже саму Землю… «Наверное, так и будет выглядеть третья мировая война, если…

Часть 30

Там же, на ЛеБурже, мы встретились со своими коллегами из США — астронавтами Джеймсом Макдивиттом, Дэвидом Скоттом и Расселом Швейкартом. Вскоре после нашего полета на кораблях «Союз-4» и «Союз-5» они совершили полет на «Аполлоне-IX». Американцы форсировали свою лунную программу и во что бы то ни стало хотели уже летом 1969 года высадить на поверхность Луны…

Часть 14

Вопреки ожиданиям первая ночь в космосе прошла более или менее спокойно. Пользуясь тем, что в корабле всего один «пассажир», разместил свой спальный мешок так, чтобы ноги были ближе к потолку, а голова к центру тяжести корабля. Имевшийся уже опыт подсказывал — такое положение поможет оттоку крови от головы и облегчит мне жизнь. Будильник завел на…

Часть 31

Он утверждал, что она была «задумана не пытливыми умами ученых, а явилась прежде всего ответом на пять кошмарных лет, в течение которых русские шли неоспоримо впереди американцев в «космической гонке», что космическая программа США «была санкционирована президентом Джоном Кеннеди, потерпевшим двойное унижение, вопервых, в космосе и, вовторых, из-за позорной истории с бухтой Кочинос (попыткой интервенции…

Часть 15

И вот новый урок географии — космический. Все смотрится совсем поиному. И кажется Земля совсем не такой уж огромной, какой представлялась она мне в детстве, во всяком случае, совсем не бесконечной. За какихнибудь полтора часа облетаю вокруг нее. Вижу горы почти такими же, как видел их на огромном рельефном глобусе. Подо мной мелькают страны, только…

Часть 32

Испытания проводились с максимально возможной имитацией режима работы и условий полета по программе высадки астронавтов на Луну. И хотя во время этого полета было зарегистрировано почти 150 неполадок и отклонений от расчетных режимов, тем не менее его оценка в целом была высокой. Существенным недостатком полета считалось недомогание Швейкарта (его мучила рвота, из-за нее был отменен…

Часть 16

… Когда до назначенного времени встречи оставалось около часа, я затеял генеральную уборку своего корабля. Быстро привел все в порядок и уже собрался покинуть орбитальный отсек, когда мелькнула прекрасная мысль встретить друзей какимнибудь сюрпризом. На Земле о ритуале встречи не подумали — на тренировках «встречаться» приходилось множество раз, мы тогда просто работали, и о торжествах…

Часть 33

Затем начался самый главный эксперимент — отделение лунной кабины от основного блока и ее автономный полет по орбите сближения с Луной. С высоты в 15 километров астронавты осматривали поверхность Луны и оценивали районы, выбранные для высадки лунной экспедиции. Все шло по плану. Стаффорд уже включил вспомогательные двигатели взлетной ступени лунной кабины, чтобы отделить ее от…

Часть 17

Включаю систему ручного управления. Волнуюсь — еще бы, впервые в космосе должна произойти стыковка двух пилотируемых кораблей! Почти автоматически действую ручками управления. Работают двигатели, в перископ ясно вижу, как на меня наползает «Союз-5». Все время переговариваемся по радио. Борис Волынов подтверждает — корабли сближаются с заданной скоростью. Расстояние — 100 метров, через двадцать секунд оно…

Часть 34

«Вначале, — говорил Нил, — мы думали прилуниться неподалеку от большого кратера. К нему нас вела автоматика. Однако же на высоте тысячи футов стало ясно, что наш «Орел» хочет сесть в самом неподходящем месте. Я видел внизу усыпанную валунами площадку. Некоторые из них были не менее фордовского автомобиля. Базз (так астронавты называли Эдвина Олдрина. —…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!