Невероятно, но факт!

Последний рейс «Фортуны» (VI)

И кормщик перекрестился, помянув «Фортуну», как умершего человека.

Академический отряд с профессорами не появились на Камчатке ни в следующую весну, ни через год, ни через два… Около четырех лет всю научную работу экспедиции на полуострове выполнял один студент, Степан Крашенинников. Терпя лишения и нужду, преодолевая суровые тяготы и опасности, он исходил, изъездил, проплыл вдоль и поперек неизученный край. Собрал колоссальный материал по географии, ботанике, зоологии, истории, геологии, лингвистике, этнографии, вел метеорологические наблюдения, отправил в Петербург ценнейшие экспонаты для Кунсткамеры. Степан Петрович Крашенинников совершил настоящий научный подвиг.

Преодолев двадцать семь тысяч километров научных странствий, он через десять лет вернулся в Петербург. Здесь опять встретился с давним другом по Спасской школе в Москве Ломоносовым. Выходцы из простого народа, самородки, самоотверженные труженики, прославили отечественную науку. Вслед за М. В. Ломоносовым удостоился звания профессора и С. П. Крашенинников. Он стал первым русским ректором академического университета и гимназии при нем. Всемирное признание и славу принесла С. П. Крашенинникову его книга «Описание земли Камчатки». Фундаментальный, энциклопедический труд вошел в золотой фонд отечественной и мировой науки и культуры, до сих пор не утратил своего значения.

Книга вышла в 1756 году и сразу была переведена на французский, английский, немецкий, голландский языки. И потом неоднократно переиздавалась как в России, так и за рубежом. Уже в 70-е годы, опубликована в Англии и США.

«Описание земли Камчатки» конспектировал за неделю до роковой дуэли А. С. Пушкин, а А. М. Горький включал ее в «Курс истории русской литературы». Степан Петрович Крашенинников подписал типографские листы своей книги, но увидеть ее не успел. Долгое и тяжкое путешествие подорвало здоровье ученого. Он умер на сорок четвертом году жизни в Петербурге 25 февраля 1755 года. Похоронили его тихо и скромно у Благовещенской церкви на Васильевском острове. Кладбище закрыли еще в позапрошлом столетии, а позднее и вовсе сровняли с землей. И вот, вдруг могила нашлась.

Теперь прах замечательного человека покоится в Александро-Невской лавре, в некрополе, где лежит и М. В. Ломоносов. Имя Крашенинникова увековечено не только книгой «Описание земли Камчатки». Есть на Камчатке вулкан Крашенинникова, остров, бухта, мыс.

Есть мыс Крашенинникова и на Новой Земле, есть растение Крашенинникова, есть квасцы Крашенинникова. И живет в памяти людей образ мужественного первопроходца, многогранного ученого, истинного патриота. Степан Петрович Крашенинников — слава и гордость Отечества.

И. Миксон

Последний рейс «Фортуны» (IV)

Не успели дух перевести, волны и ветер опять потащили «Фортуну». Якорь волочился по песчаному грунту» не зацеплялся.Судно отказалось подчиняться рулю. Положение стало критическим. Бот предсмертно трещал. Последний и единственный шанс — как можно скорее выброситься на косу. — Руби канат! Канат руби! — отдал команду штурман. Теперь уже ничто не сдерживало «Фортуну». Могучая волна подхватила…

Последний рейс «Фортуны» (V)

До чего же прекрасен обыкновенный кипяток! Растянуть бы такое блаженство не на глотки — на капли, прикорнуть бы у жаркого смоляного костра из корабельных досок.— Кашеварам обед ладить, остальным — на разгрузку! И опять две цепочки потянулись от взлобка к «Фортуне» и от «Фортуны» к взлобку. После горячего обеда пали мертвецким сном. Пробуждение было тяжелым,…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (I)

Это удивительно, но я никогда не слышал о нем на школьных уроках литературы. И многие филологи, если я спрашивал про него, отвечали рассеянно: да, мол, было что-то, с кем-то встречался, писал мемуары. А ведь именно ему, Павлу Васильевичу Анненкову, мы должны быть благодарны за то, что у нас есть Полное собрание сочинений Пушкина и научная…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (II)

Чтобы перейти к другому пересечению, придется слегка отклониться от главной линии рассказа в сторону молодого русского помещика Григория Михайловича Толстого. Путая, его иногда называли графом Толстым. Он не был графом. Первые девять лет жизни он даже считался незаконнорожденным сыном крепостной девки Авдотьи, то есть был по рождению рабом. Умри в это время его отец, отставной…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (III)

Летом 1846 года в казанском поместье Григория Толстого произошел разговор, важный для всей российской литературы. Из Петербурга через пол-России в тряских пыльных колясках приехали к Толстому друзья-литераторы: Некрасов и Панаев с женою Авдотьей Яковлевной. Хотя Некрасову исполнилось лишь двадцать пять лет, он уже, как сказали бы теперь, становился лидером в своем кругу. Ночи напролет Толстой…

Вычислять и жить (II)

А потом ему же и ученикам стал диктовать содержание и остальных сгоревших рукописей. Не удивляйтесь, даже позже, в глубокой старости, он еще сможет, поражая окружающих, пересказать почти тысячу стихов «Энеиды», указав последнюю и первую строки на каждой странице! Такой силы была его память, такой мощи был его мозг.Левый глаз ему вскоре прооперируют. Но, приступив тотчас к…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (IV)

Павел Васильевич узнал, что смертельно больной Белинский едет лечи­ться на открытые недавно воды в Силезию, в маленький городишко Зальцбрунн. Журнал «Современник», о кото­ром мечтали в казанском поместье Толстого Некрасов с Панаевым, уже издавался. Он объединил вокруг се­бя молодые российские таланты, и главным сотрудником был в нем Бе­линский. А теперь врачи сказали, что Белинскому осталось жить…

Вычислять и жить (I)

Белые ночи снова пришли в Санкт-Петербург. Городу было всего шестьдесят восемь лет, а он уже перегнал, перерос главные древние европейские центры. Красою же своей, строгостью дворцов, отраженных спокойными водами Невы и ее младших сестер, выделялся Санкт-Петербург среди столиц, как юная красавица в кругу почтенных дам. Но в день, который мы считаем началом белых ночей —…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (V)

И тогда же могло произойти еще одно пересечение. Из Зальцбрунна Павел Васильевич повез подлечившегося Белинского в Париж. По дороге они остановились на день в Брюсселе. В Париже с нетерпением ждали Белинского близкие друзья и недавние соотечественники Бакунин, Герцен. Там впервые произойдет общественное чтение только что написанного открытого письма Гоголю; читать будет сам Белинский, а Герцен,…

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (I)

Дом Эйлера на Неве, на нынешней набережной Лейтенанта Шмидта, вошел своими стенами в надстроенное вверх и вширь угловое здание дома №15, на котором помещена мраморная доска в честь ученого. Надпись на ней довольно скромная: «…крупнейший математик, механик и физик». В здании сейчас средняя школа «с углубленным изучением литературы и истории», есть здесь и стенд, посвященный Эйлеру. А на…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!