Невероятно, но факт!
Главная / Детям / За пределами школы / Из жизни замечательных людей / Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (I)

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (I)

Это удивительно, но я никогда не слышал о нем на школьных уроках литературы. И многие филологи, если я спрашивал про него, отвечали рассеянно: да, мол, было что-то, с кем-то встречался, писал мемуары. А ведь именно ему, Павлу Васильевичу Анненкову, мы должны быть благодарны за то, что у нас есть Полное собрание сочинений Пушкина и научная пушкинская биография.

Именно он был рядом с известнейшими литераторами Гоголем, Белинским, Тургеневым, когда те писали главные свои произведения. И он, Анненков, дружил с Марксом, Энгельсом. Рассказ о некоторых удивительных пересечениях в судьбе Павла Васильевича Анненкова с жизнью людей великих и известных можно начать с 1841 года.

Пусть это будет Рим, конец апреля, разгар блистательной итальянской весны. Железные дороги в Европе лишь зарождались. Чтобы проехать в карете триста пятьдесят верст по Аппенинским горам и через неделю достичь Рима, Павел Васильевич нанял извозчика для дальних путешествий — ветурино.

Уже в первый час путешествия Анненков выяснил, что извозчик надул его — карета оказалась не той, покойной, хорошей и всем известной каретой, какая была обещана накануне, лошади тоже не походили на обещанных статных красавцев. А главное — хитрый ветурино тут же заполнил карету дополнительными пассажирами, хотя Павел Васильевич специально заплатил за все четыре места, желая насладиться приятным одиночеством.

Но был Анненков незлоблив, горы, долины и небо радовали его чистотой ярких красок, и мелкие дорожные неожиданности он принял с доброй улыбкой. Павел Васильевич стремился в Рим, великий и вечный город, чтобы посетить знаменитые древности и еще — отыскать в том городе Николая Васильевича Гоголя.

Кем же были Анненков и Гоголь в апреле 1841 года?

Павлу Васильевичу двадцать восемь лет. Сын богатого помещика, он уже несколько лет искал для себя общественно-полезное дело. Поучился в горном корпусе — не увлекло, бросил. Побыл вольнослушателем в Петербургском университете, потом послужил в министерстве финансов — тоже бросил. И не вина в том была его, а беда. Сотни русских людей в те десятилетия становились «лишними» лишь потому, что хотели честно служить общественным интересам. Россия «представляет собою ужасное зрелище страны, — писал Белинский в открытом письме Гоголю, — где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей!» Крали тогда почти все: крали министры, губернаторы и мелкие чиновники. Ясно, что в такое время любой честный человек становился для государства лишним.

Однако Анненкову повезло: благодаря образованности и художественному вкусу, он подружился с молодыми людьми, которые через несколько лет стали известны всей читающей России.

Так, в 1832 году, когда ему было лишь девятнадцать, Анненков вошел в кружок друзей Гоголя. Двадцатитрехлетний Гоголь только что издал свои «Вечера на хуторе близ Ди-каньки», прочитал восторженные отзывы Пушкина, других знаменитостей и знаменитостью сделался сам. А к 1841 году Россия зачитывалась его «Тарасом Бульбой» и «Вием», «Невским проспектом», «Носом» и «Записками сумасшедшего», спорила о комедии «Ревизор».

Незадолго перед очередным отъездом в Италию Гоголь в нескольких петербургских домах прочитал первые» главы из будущей книги «Мертвые души». Все слушатели сошлись на мнении, что страницы прочитаны великие, но о дальнейшей судьбе героев и самой книги не знал никто.

Анненков, едва въехав в Рим, принялся отыскивать своего друга. У самого же у него как раз в эти месяцы в Петербурге выходили первые публикации. Из Европы он прислал несколько писем другому своему другу, Белинскому, где рассказывал о впечатлениях от заграницы, о борьбе современных идей, о людях, которые эти идеи поддерживали, а Белинский немедленно письма стал печатать в главном журнале того времени — «Отечественных записках», и письма неожиданно привлекли внимание общества, о чем сам Анненков пока не догадывался.

Можно долго описывать, как радостно встретились они в Риме с Гоголем, как Гоголь выспрашивал российские новости, как принялся показывать Анненкову любимые свои места,  но мой  рассказ не об этом. Анненкову повезло: сосед Гоголя скоро уехал и Павел Васильевич занял его комнату, которая сообщалась с комнатой Гоголя. И тут-то началось главное — сказалась черта, о которой Анненков прежде, возможно, и не догадывался и которой в России в те годы обладали немногие, — умение всерьез и надолго заниматься делом, работой.

Скорей всего великую свою поэму в прозе «Мертвые души», точнее, первый ее том Гоголь все равно бы закончил. Поэма была уже написана вчерне, разбросана по тетрадкам, обрывкам бумаг. Но то, что Анненков помог кончить работу быстрей, — бесспорно.

Ежевечерне весь май, июнь, июль они уединялись в комнате Гоголя. Николай Васильевич, расположившись с краю стола, брал очередную тетрадку и начинал мерно, торжественно диктовать. Анненков же аккуратнейшим образом записывал, прерываясь лишь для того, чтобы обсудить со старшим другом правильность той или иной фразы или чтобы неожиданно разразиться хохотом в особенно смешных местах.

Так за лето была кончена работа над великой поэмой. И некоторые историки литературы порой говорили шутя, что основные ее главы были записаны Анненковым под диктовку Гоголя… далее

В. Воскобойников

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (I)

Дом Эйлера на Неве, на нынешней набережной Лейтенанта Шмидта, вошел своими стенами в надстроенное вверх и вширь угловое здание дома №15, на котором помещена мраморная доска в честь ученого. Надпись на ней довольно скромная: «…крупнейший математик, механик и физик». В здании сейчас средняя школа «с углубленным изучением литературы и истории», есть здесь и стенд, посвященный Эйлеру. А на…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (VI)

Прошло лишь несколько месяцев, и революция, которую так ждали, готовили, свершилась. В феврале 1848 года пала власть короля и правление банкиров в Париже. «Республика! Республика!» — Люди, опьяненные счастьем победы, на перегороженных баррикадами парижских улицах обнимали друг друга. И каждый день приносил ликующие слухи. В Берлине дерутся! Король бежал. Дерутся в Вене, Меттерних бежал, провозглашена…

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (III)

Математика, механика, физика… А его теория движения Луны? А «теория музыки», а демографические исследования  —  законы изменения численности и состава населения, а философские «Письма к одной немецкой принцессе», многократно переиздававшиеся и ставшие настольной книгой просвещенной части русской молодежи! Недаром крупный русский математик академик Буняковский писал о нем: «Эйлер, объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук…»….

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (VII)

По-видимому, все жизни состоят из пересечений с чьими-то судьбами, открытиями, мнениями, радостями и печалями. Иногда эти пересечения перестраивают и нашу линию судьбы, придают ей, так сказать, иной маршрут, новое направление. Иногда мы проходим мимо, даже не узнав о состоявшемся пересечении. Тут уж многое зависит от нашей внутренней готовности, настроенности. От умения принять чужую волну. Для…

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (II)

Из достижений ученого в механике, рассказывать о которых легче, чем о математических, вспомним о разработанной им для молодого Русского флота первой теории остойчивости корабля — в книге «Морская наука, или Трактат о кораблестроении и кораблевождении». Это вечная задача о том, как строить корабли, чтобы при разных загрузках, скоростях и курсах по отношению к волнам они…

Дважды первая (I)

В восемь часов вечера Гейдельберг засыпает. Пустеет рыночная площадь. На окнах домов и лавок хозяева опускают жалюзи. Только в доме неподалеку от университета долго не гаснет свет. Там живут русские студентки. То, что сюда приехали учиться русские, удивления не вызывало. Гейдельберг славился старинным университетом, сильными математиками и химиками. По утрам длинные, тесные коридоры этого храма…

Рассказать о нем — долг ученого

Недавно в Ленинграде был я на защите диссертации по прикладной механике. Молодой ученый, автор важных изобретений, защищался ярко, уверенно, пожалуй, даже чуть самоуверенно: почему-то не упомянул он о своих учителях в науке, о предшествовавших работах профессоров — членов Ученого совета, хотя от них зависела судьба защиты. Случайно я обратил внимание, что он то и дело…

Дважды первая (II)

На Петербургском съезде натуралистов в 1867 году зародилась мысль организовать ряд лекций  для  женщин по университетским предметам. Слух об этом распространился молниеносно, и на имя ректора Петербургского университета посыпались заявления. Их подписали более четырехсот женщин самого разного сословного положения и состояния — от разночинок до аристократок. Одновременно в Москве возник кружок женщин, решивших тоже добиваться…

Вторая родина великого швейцарца (I)

Он родился в городе Базеле в 1707 году в семье сельского пастора, от которого унаследовал и набожность, и любовь к математике: отец обучался у самого Якоба Бернулли — старшего в «династии» потомственных знаменитых математиков. Без труда учился Леонард в гимназии, и сам начал посещать небольшой Базельский университет, в котором преподавал выдающийся математик—младший брат Якоба —…

Дважды первая (III)

Лермонтова истово работала в лаборатории Бунзена. Проводила качественный анализ соединений, исследовала количественный состав руд, отделяла друг от друга редкие металлы — спутники платины. Ее не тяготили однообразие и монотонность опытов. Точно священный ритуал, приобщающий к таинственному клану химиков, повторяла Юлия методики, добиваясь совершенства. Счастливая случайность сводит Лермонтову с Д. И. Менделеевым, приехавшим в Гейдельберг к…

Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!