Невероятно, но факт!
Главная / Детям / За пределами школы / Из жизни замечательных людей / «Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (II)

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (II)

Из достижений ученого в механике, рассказывать о которых легче, чем о математических, вспомним о разработанной им для молодого Русского флота первой теории остойчивости корабля — в книге «Морская наука, или Трактат о кораблестроении и кораблевождении». Это вечная задача о том, как строить корабли, чтобы при разных загрузках, скоростях и курсах по отношению к волнам они не переворачивались во время штормов. Еще юношей, не видя моря — его родная Швейцария располагала лишь красивыми озерами среди гор, — Эйлер решил задачу о наилучшем расположении мачт на корабле: чтобы скорость его движения была максимальной, паруса  не мешали друг другу и не нарушали остойчивости, не опрокидывали корабль. Словом, не будь Эйлер математиком, он заслужил бы бессмертие как механик. А наш знаменитый механик-кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов на торжественном заседании Академии наук СССР по случаю очередного юбилея Леонарда Эйлера сказал о нем: «Один из величайших математиков, когда-либо бывших».

Вы думаете, я начну сейчас рассказывать об основных достижениях Эйлера-математика? Это невозможно: сейчас уже не найти на земле двух людей, один из которых взялся бы все это рассказать, а второй выслушать и понять! Таких математиков-универсалов давно нет, наука раздробилась и углубилась. Похоже, появилась и такая ее ветвь, как «Эйлероведение». Во всяком случае, готовясь к рассказу об Эйлере-математике, на¬шел я в фондах Государственной публичной библиотеки материалы трех диссертаций на эту тему. Автор первой из них стал доктором физико-математических наук, а два других — кандидатами наук только лишь за правильное понимание и современную оценку некоторых работ Эйлера.

Но нельзя же, рассказывая об Эйлере, совсем обойти математику! Ведь это он ввел в нее комплексные числа, многие привычные для школьника обозначения — тригонометрических функций sin, cos, tg, ctg, суммы 2, основания натуральных логарифмов е — с тех пор это основание обозначается первой буквой фамилии «Эйлер». Теорию чисел, эту «науку гениев», как ее теперь называют, именно Эйлер cделал наукой.

Уравнения ЭйлераВ теории чисел можно наиболее «чисто» сравнивать силу умов человеческих. Попробуйте-ка сравнить изобретателя Кулибина, математика Лобачевского и шахматиста Каспарова! Вот и наука современная охватывает слишком уже далекие друг от друга области, даже в одной только математике. А теория чисел внешне доступна и школьнику. Эйлер и Гаусс принадлежали к числу так называемых «людей-счетчиков», обладающих «способностями» вычислительной машины к быстрым, сложным вычислениям и запоминанию. Но Эйлер и Гаусс не выступали перед публикой, как другие «люди-счетчики», а использовали свои способности, наряду с аналитическим мышлением, только в интересах науки.

Теория чисел составляет лишь одну восьмую часть математических трудов Леонарда Эйлера, столько же составляют его работы по бесконечным рядам да и по дифференциалным уравнениям. Геометрии отводится уже одна шестая часть, интегральному исчислению — одна пятая. А ведь Эйлер создал еще так называемое вариационное исчисление, очень важную для практики область математики, позволяющую искать наилучшие из возможных вариантов в разных областях человеческой деятельности: например, строить с наименьшим расходом материалов, выбирать орбиты космических кораблей с минимальным расходом топлива и тому подобное… далее

В. Васаильев

Рассказать о нем — долг ученого

Недавно в Ленинграде был я на защите диссертации по прикладной механике. Молодой ученый, автор важных изобретений, защищался ярко, уверенно, пожалуй, даже чуть самоуверенно: почему-то не упомянул он о своих учителях в науке, о предшествовавших работах профессоров — членов Ученого совета, хотя от них зависела судьба защиты. Случайно я обратил внимание, что он то и дело…

Дважды первая (I)

В восемь часов вечера Гейдельберг засыпает. Пустеет рыночная площадь. На окнах домов и лавок хозяева опускают жалюзи. Только в доме неподалеку от университета долго не гаснет свет. Там живут русские студентки. То, что сюда приехали учиться русские, удивления не вызывало. Гейдельберг славился старинным университетом, сильными математиками и химиками. По утрам длинные, тесные коридоры этого храма…

Вторая родина великого швейцарца (I)

Он родился в городе Базеле в 1707 году в семье сельского пастора, от которого унаследовал и набожность, и любовь к математике: отец обучался у самого Якоба Бернулли — старшего в «династии» потомственных знаменитых математиков. Без труда учился Леонард в гимназии, и сам начал посещать небольшой Базельский университет, в котором преподавал выдающийся математик—младший брат Якоба —…

Дважды первая (II)

На Петербургском съезде натуралистов в 1867 году зародилась мысль организовать ряд лекций  для  женщин по университетским предметам. Слух об этом распространился молниеносно, и на имя ректора Петербургского университета посыпались заявления. Их подписали более четырехсот женщин самого разного сословного положения и состояния — от разночинок до аристократок. Одновременно в Москве возник кружок женщин, решивших тоже добиваться…

Вторая родина великого швейцарца (II)

Отдав России четырнадцать лет плодотворного труда, Эйлер принял лестные условия прусского «короля философа» Фридриха II и переехал в Берлин, чтобы занять созданный для него пост главы математического отделения Берлинской академии наук. Позже он фактически возглавлял эту академию и проработал в Берлине двадцать пять лет, получив признание как первый математик мира. Но, по словам одного из…

Дважды первая (III)

Лермонтова истово работала в лаборатории Бунзена. Проводила качественный анализ соединений, исследовала количественный состав руд, отделяла друг от друга редкие металлы — спутники платины. Ее не тяготили однообразие и монотонность опытов. Точно священный ритуал, приобщающий к таинственному клану химиков, повторяла Юлия методики, добиваясь совершенства. Счастливая случайность сводит Лермонтову с Д. И. Менделеевым, приехавшим в Гейдельберг к…

Последний рейс «Фортуны» (I)

В октябре 1963 года в Ленинграде, на Васильевском острове, у бывшей церкви Благовещения прокладывали траншею. Ковш экскаватора выгребал производственный мусор, утопшую давным-давно булыжную вымостку, подстилку из битого кирпича и щебня, всякий хлам и песок. Вдруг стальные зубья ткнулись в обломанную каменную плиту. На ней сохранилась лишь часть над гробной надписи: На сем месте погребенАкадемии наук профессорСтепан…

Дважды первая (IV)

Сняв в Геттингене небольшую комнатку, Юлия начала готовиться к испытанию по четырем предметам: неорганической и органической химии, физике и минералогии. Три недели до решающего дня показались ей ужасными. Без Ковалевской она чувствовала себя одиноко. Собственные успехи в изучении химии, подтвержденные рекомендательными письмами известных ученых, казались ей ничтожными. Наконец настал страшный день. Каково же было потрясение…

Последний рейс «Фортуны» (II)

Бот резво бежал на юго-восток. Редкие облака допускали просияние солнца, и вода была густой синевы с фиолетовым отливом, как оружейное масло. С заходом солнца все улеглись, на опустевшей палубе пребывал бессменно лишь студент и его писчик. —А что, Осип, — сказал Крашенинников, — не какое иное судно везет нас к Камчатской землице, а  «Фортуна».  Латинское …

Дважды первая (V)

Получив блестящее образование в Германии, пройдя практику у крупнейших химиков, Юлия могла самостоятельно продумать и осуществить сложнейший синтез. Чувствовала она себя уверенно и спокойно. Ничто не мешало ее увлеченности работой. Тоска по родным, оставшимся в Москве, рассеивалась частыми подробными письмами и близостью Ковалевских, вместе с которыми Лермонтова жила в Петербурге. Бутлеров возлагал большие надежды на…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!