Невероятно, но факт!

Последний рейс «Фортуны» (I)

В октябре 1963 года в Ленинграде, на Васильевском острове, у бывшей церкви Благовещения прокладывали траншею. Ковш экскаватора выгребал производственный мусор, утопшую давным-давно булыжную вымостку, подстилку из битого кирпича и щебня, всякий хлам и песок. Вдруг стальные зубья ткнулись в обломанную каменную плиту. На ней сохранилась лишь часть над гробной надписи:

На сем месте погребен
Академии наук профессор
Степан Петров
Сын Крашенинников,
который  показав…

Который, какой? Что показал, что свершил, чего достиг этот человек?

Степан Петрович Крашенинников родился 31 октября 1711 года в Москве. Как сын петровского солдата, был принят в Славяно-греко-латинскую академию, Спасскую   школу.

Когда формировалась научная часть Второй камчатской экспедиции Беринга, Крашенинникова в числе двенадцати лучших учеников вызвали в Петербург. Выдержав строгие экзамены, Степан Крашенинников был зачислен студентом Академии наук и в марте. 1733 года покинул с отрядом столицу. Три года длился путь в Якутск. По пути занимались научными исследованиями, сбором исторических сведений и документов, изучением географии, флоры и фауны Сибири. Главным оставалось обследование и научное описание Камчатского полуострова, но профессора, возглавлявшие «научную свиту», туда не торопились. И кончилось тем, что послали «наперед себя» студента Степана Крашенинникова, дав ему в помощники писаря и снабдив подробными инструкциями. Единственный представитель Академии наук добрался до Охотского моря и поплыл на Камчатку.

Октября 4-го дня 1737 года в два часа пополудни от пристани Охотского порта отчалил корабль. Ударила у казачьей караульной сторожки сигнальная пушка, и тотчас вспорхнули над толпой провожающих шапки, колпаки, малахаи, а офицеры отдали честь, приложив к треугольным шляпам два сомкнутых пальца.

— Ура! Счастливого плавания! Привет Камчатке!

С борта отплывающего судна кричали свое, стрельнули из трех ружей. Столь скромный традиционный салют объяснялся не только бережением пороха, но и обыкновенностью самого отхода корабля. Да и чрезмерно было именовать кораблем одномачтовый бот «Фортуна». Подобные суденышки не удостаивались и таких проводов. Однако «Фортуна» была своего рода знаменитостью. Десять лет назад здесь, в Охотске, сработали ее корабельных дел мастера-поморы. Их переселили сюда из Архангельска по указу царя Петра строить флот для нужд Первой камчатской экспедиции. «Фортуна» и стала первым судном, сошедшим со стапелей новой Охотской верфи, первым вспомогательным кораблем экспедиции Витуса Беринга.

Распустив парусиновые крылья, «Фортуна» вынеслась на морское раздолье. Штурман Мекешев вздохнул свободно, хотя настроение его было не из лучших. Только пришли с Камчатки и опять туда, а бот вконец состарился, износился, еле до Охотска добрались, всю дорогу освобождали трюм от забортной воды. Сейчас, конечно, подлатали малость, подшпаклевали мхом, обмазали, не скупясь, горячей смолой, но загрузили — больше некуда! Внизу под завязку и на  верхней палубе — гора… далее

И. Миксон

Вычислять и жить (II)

А потом ему же и ученикам стал диктовать содержание и остальных сгоревших рукописей. Не удивляйтесь, даже позже, в глубокой старости, он еще сможет, поражая окружающих, пересказать почти тысячу стихов «Энеиды», указав последнюю и первую строки на каждой странице! Такой силы была его память, такой мощи был его мозг.Левый глаз ему вскоре прооперируют. Но, приступив тотчас к…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (IV)

Павел Васильевич узнал, что смертельно больной Белинский едет лечи­ться на открытые недавно воды в Силезию, в маленький городишко Зальцбрунн. Журнал «Современник», о кото­ром мечтали в казанском поместье Толстого Некрасов с Панаевым, уже издавался. Он объединил вокруг се­бя молодые российские таланты, и главным сотрудником был в нем Бе­линский. А теперь врачи сказали, что Белинскому осталось жить…

Вычислять и жить (I)

Белые ночи снова пришли в Санкт-Петербург. Городу было всего шестьдесят восемь лет, а он уже перегнал, перерос главные древние европейские центры. Красою же своей, строгостью дворцов, отраженных спокойными водами Невы и ее младших сестер, выделялся Санкт-Петербург среди столиц, как юная красавица в кругу почтенных дам. Но в день, который мы считаем началом белых ночей —…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (V)

И тогда же могло произойти еще одно пересечение. Из Зальцбрунна Павел Васильевич повез подлечившегося Белинского в Париж. По дороге они остановились на день в Брюсселе. В Париже с нетерпением ждали Белинского близкие друзья и недавние соотечественники Бакунин, Герцен. Там впервые произойдет общественное чтение только что написанного открытого письма Гоголю; читать будет сам Белинский, а Герцен,…

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (I)

Дом Эйлера на Неве, на нынешней набережной Лейтенанта Шмидта, вошел своими стенами в надстроенное вверх и вширь угловое здание дома №15, на котором помещена мраморная доска в честь ученого. Надпись на ней довольно скромная: «…крупнейший математик, механик и физик». В здании сейчас средняя школа «с углубленным изучением литературы и истории», есть здесь и стенд, посвященный Эйлеру. А на…

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (VI)

Прошло лишь несколько месяцев, и революция, которую так ждали, готовили, свершилась. В феврале 1848 года пала власть короля и правление банкиров в Париже. «Республика! Республика!» — Люди, опьяненные счастьем победы, на перегороженных баррикадами парижских улицах обнимали друг друга. И каждый день приносил ликующие слухи. В Берлине дерутся! Король бежал. Дерутся в Вене, Меттерних бежал, провозглашена…

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (III)

Математика, механика, физика… А его теория движения Луны? А «теория музыки», а демографические исследования  —  законы изменения численности и состава населения, а философские «Письма к одной немецкой принцессе», многократно переиздававшиеся и ставшие настольной книгой просвещенной части русской молодежи! Недаром крупный русский математик академик Буняковский писал о нем: «Эйлер, объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук…»….

Несколько удивительных пересечений в жизни Павла Васильевича Анненкова (VII)

По-видимому, все жизни состоят из пересечений с чьими-то судьбами, открытиями, мнениями, радостями и печалями. Иногда эти пересечения перестраивают и нашу линию судьбы, придают ей, так сказать, иной маршрут, новое направление. Иногда мы проходим мимо, даже не узнав о состоявшемся пересечении. Тут уж многое зависит от нашей внутренней готовности, настроенности. От умения принять чужую волну. Для…

«Объявший необыкновенным своим гением все отрасли точных наук» (II)

Из достижений ученого в механике, рассказывать о которых легче, чем о математических, вспомним о разработанной им для молодого Русского флота первой теории остойчивости корабля — в книге «Морская наука, или Трактат о кораблестроении и кораблевождении». Это вечная задача о том, как строить корабли, чтобы при разных загрузках, скоростях и курсах по отношению к волнам они…

Дважды первая (I)

В восемь часов вечера Гейдельберг засыпает. Пустеет рыночная площадь. На окнах домов и лавок хозяева опускают жалюзи. Только в доме неподалеку от университета долго не гаснет свет. Там живут русские студентки. То, что сюда приехали учиться русские, удивления не вызывало. Гейдельберг славился старинным университетом, сильными математиками и химиками. По утрам длинные, тесные коридоры этого храма…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!