Последний рейс «Фортуны» (I)
В октябре 1963 года в Ленинграде, на Васильевском острове, у бывшей церкви Благовещения прокладывали траншею. Ковш экскаватора выгребал производственный мусор, утопшую давным-давно булыжную вымостку, подстилку из битого кирпича и щебня, всякий хлам и песок. Вдруг стальные зубья ткнулись в обломанную каменную плиту. На ней сохранилась лишь часть над гробной надписи:
На сем месте погребен
Академии наук профессор
Степан Петров
Сын Крашенинников,
который показав…
Который, какой? Что показал, что свершил, чего достиг этот человек?
Степан Петрович Крашенинников родился 31 октября 1711 года в Москве. Как сын петровского солдата, был принят в Славяно-греко-латинскую академию, Спасскую школу.
Когда формировалась научная часть Второй камчатской экспедиции Беринга, Крашенинникова в числе двенадцати лучших учеников вызвали в Петербург. Выдержав строгие экзамены, Степан Крашенинников был зачислен студентом Академии наук и в марте. 1733 года покинул с отрядом столицу. Три года длился путь в Якутск. По пути занимались научными исследованиями, сбором исторических сведений и документов, изучением географии, флоры и фауны Сибири. Главным оставалось обследование и научное описание Камчатского полуострова, но профессора, возглавлявшие «научную свиту», туда не торопились. И кончилось тем, что послали «наперед себя» студента Степана Крашенинникова, дав ему в помощники писаря и снабдив подробными инструкциями. Единственный представитель Академии наук добрался до Охотского моря и поплыл на Камчатку.
Октября 4-го дня 1737 года в два часа пополудни от пристани Охотского порта отчалил корабль. Ударила у казачьей караульной сторожки сигнальная пушка, и тотчас вспорхнули над толпой провожающих шапки, колпаки, малахаи, а офицеры отдали честь, приложив к треугольным шляпам два сомкнутых пальца.
— Ура! Счастливого плавания! Привет Камчатке!
С борта отплывающего судна кричали свое, стрельнули из трех ружей. Столь скромный традиционный салют объяснялся не только бережением пороха, но и обыкновенностью самого отхода корабля. Да и чрезмерно было именовать кораблем одномачтовый бот «Фортуна». Подобные суденышки не удостаивались и таких проводов. Однако «Фортуна» была своего рода знаменитостью. Десять лет назад здесь, в Охотске, сработали ее корабельных дел мастера-поморы. Их переселили сюда из Архангельска по указу царя Петра строить флот для нужд Первой камчатской экспедиции. «Фортуна» и стала первым судном, сошедшим со стапелей новой Охотской верфи, первым вспомогательным кораблем экспедиции Витуса Беринга.
Распустив парусиновые крылья, «Фортуна» вынеслась на морское раздолье. Штурман Мекешев вздохнул свободно, хотя настроение его было не из лучших. Только пришли с Камчатки и опять туда, а бот вконец состарился, износился, еле до Охотска добрались, всю дорогу освобождали трюм от забортной воды. Сейчас, конечно, подлатали малость, подшпаклевали мхом, обмазали, не скупясь, горячей смолой, но загрузили — больше некуда! Внизу под завязку и на верхней палубе — гора… далее
И. Миксон
Недавно в Ленинграде был я на защите диссертации по прикладной механике. Молодой ученый, автор важных изобретений, защищался ярко, уверенно, пожалуй, даже чуть самоуверенно: почему-то не упомянул он о своих учителях в науке, о предшествовавших работах профессоров — членов Ученого совета, хотя от них зависела судьба защиты. Случайно я обратил внимание, что он то и дело…
На Петербургском съезде натуралистов в 1867 году зародилась мысль организовать ряд лекций для женщин по университетским предметам. Слух об этом распространился молниеносно, и на имя ректора Петербургского университета посыпались заявления. Их подписали более четырехсот женщин самого разного сословного положения и состояния — от разночинок до аристократок. Одновременно в Москве возник кружок женщин, решивших тоже добиваться…
Он родился в городе Базеле в 1707 году в семье сельского пастора, от которого унаследовал и набожность, и любовь к математике: отец обучался у самого Якоба Бернулли — старшего в «династии» потомственных знаменитых математиков. Без труда учился Леонард в гимназии, и сам начал посещать небольшой Базельский университет, в котором преподавал выдающийся математик—младший брат Якоба —…
Лермонтова истово работала в лаборатории Бунзена. Проводила качественный анализ соединений, исследовала количественный состав руд, отделяла друг от друга редкие металлы — спутники платины. Ее не тяготили однообразие и монотонность опытов. Точно священный ритуал, приобщающий к таинственному клану химиков, повторяла Юлия методики, добиваясь совершенства. Счастливая случайность сводит Лермонтову с Д. И. Менделеевым, приехавшим в Гейдельберг к…
Отдав России четырнадцать лет плодотворного труда, Эйлер принял лестные условия прусского «короля философа» Фридриха II и переехал в Берлин, чтобы занять созданный для него пост главы математического отделения Берлинской академии наук. Позже он фактически возглавлял эту академию и проработал в Берлине двадцать пять лет, получив признание как первый математик мира. Но, по словам одного из…
Сняв в Геттингене небольшую комнатку, Юлия начала готовиться к испытанию по четырем предметам: неорганической и органической химии, физике и минералогии. Три недели до решающего дня показались ей ужасными. Без Ковалевской она чувствовала себя одиноко. Собственные успехи в изучении химии, подтвержденные рекомендательными письмами известных ученых, казались ей ничтожными. Наконец настал страшный день. Каково же было потрясение…
Бот резво бежал на юго-восток. Редкие облака допускали просияние солнца, и вода была густой синевы с фиолетовым отливом, как оружейное масло. С заходом солнца все улеглись, на опустевшей палубе пребывал бессменно лишь студент и его писчик. —А что, Осип, — сказал Крашенинников, — не какое иное судно везет нас к Камчатской землице, а «Фортуна». Латинское …
Получив блестящее образование в Германии, пройдя практику у крупнейших химиков, Юлия могла самостоятельно продумать и осуществить сложнейший синтез. Чувствовала она себя уверенно и спокойно. Ничто не мешало ее увлеченности работой. Тоска по родным, оставшимся в Москве, рассеивалась частыми подробными письмами и близостью Ковалевских, вместе с которыми Лермонтова жила в Петербурге. Бутлеров возлагал большие надежды на…
Одни ретиво исполняли приказ ка¬питана, другие выискивали собствен¬ное добро, прятали его в канатных бухтах, под мачтой. Мекешев выхватил пистоль: —Уложу! Каждого, кто!.. Заборт! Всё! Живо! Стрелять не понадобилось. Летели, плюхались в море бочки с солониной, пеньковые тюки, сумы с провиантом, ящики с драгоценными железными изделиями, пассажирские пожитки. —Верп за борт! Следом за чемоданом студента ушел…
По предложению Марковникова Юлия Всеволодовна занялась «определением выхода ароматических углеводородов при наполнении трубок металлами». Так Лермонтова вторично получила титул первой — первая в России женщина-нефтяник. До нее в области химии и переработки нефти женщины не работали. Два года длилось кропотливое, сравнительное изучение нефти и каменного угля. Лермонтова была прирожденным исследователем. Сочетание знаний и интуиции, упорства…