Невероятно, но факт!

Иерархия небесная и земная

Священники и христианские писатели средневековья говорили о девяти ангельских хорах (или чинах), что окружают престол Всевышнего и славят Творца песнопениями. По их представлению, эти девять хоров составляли иерархическую Небесную лестницу, на которой ангелы низших чинов подвластны ангелам высшим.

По образу и подобию Небесной иерархии строилась и земная иерархическая лестница, на самом верху которой были папы и короли, а ниже — все остальные. Служители церкви и на земле пытались высчитать те же девять разрядов людей, чтобы земной мир полностью соответствовал миру Небесному. Но если с земными высшими иерархами — папами и монархами, которые, впрочем, постоянно оспаривали первенство друг у друга, — все было более-менее ясно, то остальной народ никак не укладывался в пирамиду средневекового мироздания. Слишком пестра и разнообразна была картина человеческого общества!

Но ученые мужи нашли простой выход. Они разделили средневековое общество на три основные категории, на которых, как на трех китах, и держится мир: «на тех, кто молится», «на тех, кто воюет» и «на тех, кто пашет и сеет».

Не станем тратить слов на пап, королей и даже крупных феодалов-аристократов.

Во-первых, мы о них говорили достаточно, а во-вторых, их господствующее положение, определенное знатностью рода и властью, не нуждается в дополнительных комментариях. Заметим лишь, что пап, королей, господ-сюзеренов вместе со всеми вассалами было не так уж и много!

Лучше коротко расскажем о представителях основных категорий средневекового общества.

«Те, кто молятся»: высшее духовенство, настоятели монастырей и монашеских орденов, городские и деревенские священники, нищенствующие монахи — это целая армия! С точки зрения человека той эпохи, главное — его отношения с Богом. Поэтому пребывание в монашестве считалось более угодным Богу, чем иное занятие.

Сама церковь представляла не только огромную политическую или экономическую силу, но и силу духовную. Если монархи управляли жизнью людей, то церковь владела их душами. Именно христианство -было движущей силой истории Средних веков. Всякий путь, даже если он от Бога, чреват опасностями и ошибками, но церковь шла впереди и стремилась облегчить путь всему христианскому миру. Конечно, не без ошибок.

Общество отдавало церкви и монашеству наиболее способных своих сыновей, посвящавших себя служению Богу, а через служение Богу — и людям. Монах не был свободен от людских горестей и забот мира — этому миру он дарил свои чувства и идеи, рожденные уединением за монастырскими стенами. Почти все известные мыслители, ученые, даже поэты и музыканты той эпохи принадлежали к духовному сословию.

Не стоит доказывать, как искренна, непосредственна и чиста была вера в те времена, достаточно взглянуть на бесчисленные прекрасные храмы европейских городов, возведенные на пожертвования тех, кто сам подчас довольствовался» краюхой хлеба.

Еще в 1000 году хронист того времени написал о Франции: «Вся она была в белом одеянии церквей».

Можно лишь представить, какое огромное, возвышающее и очищающее воздействие оказывали эти храмы на души недавних варваров и язычников!

За монахами, конечно, следуют «те, кто воюют»: славное рыцарство!

Рыцарский титул впервые появился в Англии в 971 году. С тех пор о рыцарстве очень много написано. Для кого рыцарь — алчный грабитель, насильник и притеснитель простого народа, а для кого — воплощение мужественности, благородства, галантности по отношению к дамам. Да, были среди рыцарей и отпетые негодяи, и знаменитые поэты, и фанатичные слуги веры, и мужественные солдаты!

Ведь рыцарь (рейтар, шевалье и даже витязь) — на всех языках означает всадник. Всадник, закованный в железные латы, безупречно владеющий мечом и копьем, то есть воин! Как правило, воин бесстрашный.

Рыцарство оставило глубокий след в людской памяти, став образцом воинской доблести и отваги. Не случайно, говоря о возвышенном отношении к дамам, мы вспоминаем рыцарей, и не случайно иного человека, готового вступиться за правду или защитить слабого, мы до сих пор называем рыцарем.

Рыцарей было не так уж и много, так, в конце XIII века в Англии насчитывалось около трех тысяч рыцарей. В боях обычно участвовало несколько десятков или сотен рыцарей. Лишь в крупных сражениях рыцарские отряды исчислялись тысячами…

Основу средневекового общества составляли, конечно, «те, кто сеют и кормят», то есть крестьянство. К ним общество, которое кормилось плодами трудов крестьянских рук, было особенно несправедливо.

Правда, и кормилец зачастую платил своему хозяину той же монетой. Владельцами лучших земель считались церковь и светские сеньоры. Крестьяне за пользование землей должны были нести повинности в пользу сеньора. Они состояли в работе на господском поле, в продуктовом или денежном оброке, в выполнении «общественных» работ. Уровень несвободы крестьян очень различался. Одни крестьяне работали на своего сеньора несколько дней в году, а другим приходилось работать чуть ли не половину всего времени. Но зато церковные проповедники именно крестьянину обещали место в раю. Потому что он добывает хлеб в поте лица своего — значит, чтит Божью заповедь.

А ведь были еще горожане-ремесленники, подмастерья, художники, философы, алхимики, купцы и ростовщики, школяры-студенты, нищие, шуты, пираты, разбойники и прочий люд, который и не знаешь, к какому разряду отнести.

Но вот что примечательно: бюргер не снизойдет до простого крестьянина; шевалье не обнажит меч перед купцом, потому что это ниже его достоинства; барон не кинет монету студенту; а даже если и кинет, то студент не унизится нагнуться за ней. Почему? А потому что он студент, а не нищий, у нищих же — особая гильдия!..

Средневековое общество жестко и четко делилось на сословия, и у каждого сословия были свои отличительные черты, свои права и обязанности,

Иногда интересы сословия становились выше интересов веры и Родины. Так, например, купцы, чтобы не упустить выгоды, частенько продолжали торговать со странами-противниками. А феодалы ради своих сословных интересов готовы были поделиться собственной страной с оккупантами, лишь бы любой ценой подавить восстание своего народа. Так было во Франции во время крестьянского восстания 1358 года, вошедшего в историю под названием Жакерия…

Словом, в средние века сословные противоречия были непреодолимы.

«Бейте их всех, Господь узнает своих!», или папа Иннокентий не оставляет усердий

Что такое ересь и еретики? Если говорить коротко, ересь — это любое отклонение от истинной веры, как ее понимает сама церковь. А еретики — прежде всего изменники истинной веры, то есть люди, совершившие непростительный грех перед Богом. Но только папская церковь могла решать, какие верования и какие высказывания о Боге правильные, а какие ложные, следовательно,…

Королева «с сердцем короля»

В истории любой страны были властители, чье правление отмечено великими преобразованиями, способствовавшими укреплению государства. Для Англии такой правительницей стала Елизавета I Тюдор (1533-1603 гг.) Елизавета была дочерью вздорного и сластолюбивого короля Генриха VIII. Прославился он тем, что, когда разлюбил свою первую жену Екатерину Арагонскую, в ответ на то, что папа римский наотрез отказался утвердить им…

Великий инквизитор

Общепризнанной датой зарождения инквизиции является 1229 год, когда церковные иерархи объявили о создании трибунала — высшего органа инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. Теперь инквизиция вполне законно раскинула свои сети по всей Европе. Но наибольшей жестокостью прославилась испанская инквизиция. В Испании, от страха онемелой, Царили Фердинанд и Изабелла, Но властвовал железною рукой Великий…

Царь-голод и «черная смерть»

Про опустошительные, часто бессмысленные войны мы говорили достаточно. А еще средневекового человека постоянно преследовал голод. Европу покрывали дремучие леса, пахотных земель было мало, да и обрабатывались они из рук вон плохо. Конечно, спасал лес. Здесь собирали желуди для откорма свиней, заготавливали дубовую кору для дубления кож, смолу для факелов, мед диких пчел, хворост для отопления…

Аутодафе

О том, как совершалась казнь еретика, сохранилось немало свидетельств современников. Ритуал аутодафе был строг и одновременно пышен и театрален. Аутодафе — одновременно религиозная церемония, и казнь, и зрелище. Обычно аутодафе приурочивалось к церковным праздникам или восхождению на престол нового монарха… Так, в 1680 году состоялось аутодафе в честь женитьбы Карла II на французской принцессе Марии-Луизе…

«Говорящая азбука»

Знаменитые братья Кирилл и Мефодий, которых иногда называют «солунскими братьями», родились в византийском городе Фессалоники (на территории современной Греции) в первой половине IX века. Кирилл до пострижения в монахи в 865 году носил имя Константина. «Солунские братья» происходили из семьи знатного военного, помощника наместника провинции. С раннего детства они одинаково хорошо владели как греческим языком,…

Сколько стоил учебник?

В период средневековья подавляющее большинство людей не умели ни читать, ни писать, а книги, которых насчитывались единицы, были рукописными. Но по мере развития общества, христианской и светской культуры грамотность приобретала все большее значение, следовательно, росла потребность в размножении текстов. В средние века рукописи создавались в монастырях и хранились в монастырских библиотеках. Нам трудно вообразить, сколько…

Скромный гений

Многие столетия разные люди думали о том, как сохранить слово, как донести его до других… Размышлял об этом и Иоганн Гутенберг (1400-1468 гг.). Поскольку именно ему пришла в голову гениальная идея сделать шрифт из отдельных отлитых металлических литер (букв). Это изобретение (наборный шрифт из литер, с которого можно было делать сколь угодно оттисков) на века…

«Замкнутый круг» короля

Король Франции Филипп IV (1285-1314 гг.) имел несколько прозвищ, чаще всего его называли Филиппом Красивым. Еще Филиппа IV когда с почтением, а когда и со страхом называли «железным королем». Он обладал твердой волей, при любых обстоятельствах оставался невозмутимым и всегда умел добиваться желаемого. Для упрочения своей власти и расширения территории Франции, Филиппу необходимы были соседние…

Папы в плену!

В начале XIV века на папском престоле находился Бонифаций VIII. Узнав о том, что Филипп IV обложил французское духовенство податью, папа тут же издал буллу, в которой под угрозой отлучения от церкви запретил светским властям требовать от духовенства какие-либо денежные отчисления, а духовенству платить их без особого на то разрешения папы. Французские прелаты (высшие должностные…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!