Часть 22
Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.)
Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал:
— Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так — поднимайте машину повыше, обдумайте все как следует и принимайте решение. Уверен — все будет хорошо. Ясно?!
И наши самостоятельные полеты начались.
В конце дня, безумно усталые, мы радовались как дети, что все кончилось благополучно: и сами целы, и машина цела, и наш учитель доволен.
— Теперь дело у вас пойдет!
В дальнейшем мы убедились, как разумно и настойчиво проводит Юрий Гарнаев свою линию. Самостоятельные полеты по кругу продолжались еще два дня. Затем Юрий Александрович предложил перейти к отра.ботке действий вертолетчика в аварийных ситуациях, в частности, отработать посадку в условиях авторотации — то есть в момент отказа двигателя.
Ситуация знакомая по нашей самолетной практике — нам уже не раз приходилось отрабатывать посадку самолета с неработающим двигателем.
Однако и здесь далеко не все оказалось привычным для нас. На самолете остановка двигателя имитировалась переводом его на холостой ход. В случае ошибки летчик мог в любой момент воспользоваться двигателем. Увидит, что не дотягивает до взлетной полосы, и увеличит обороты, чтобы «подтянуть» машину. При грубом просчете и невозможности совершить нормальную посадку на полосу всегда можно уйти на второй круг и повторить заход.
На вертолете же Гарнаев выключал двигатель совсем, и посадку нужно было проводить точно так же, как в настоящей аварийной ситуации.
Первую посадку с выключенным двигателем мы проводили «под диктовку» Гарнаева.
Есть только один шанс посадить машину без аварии — использовать в точно определенный момент избыток скорости вращения лопастей винта. Если этот избыток использовать раньше — высота будет потеряна, и у земли уже не сможешь сманеврировать так, как надо. Если хоть чуточку запоздаешь с маневром, погасить скорость перед посадкой не удастся, и тогда так грохнешь машину о землю, что и обломков не соберешь.
Точность, глазомер, спокойствие — вот чем должен с избытком обладать пилот вертолета в подобной ситуации.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, — рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…
Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….
Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…
Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…
Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…
Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…
Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…
Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…
На воскресной прогулке с семьями Я впервые выполнял роль дежурного оператора на пункте KB связи и, конечно же, волновался. Впрочем, все мы волновались прежде всего за своих товарищей, отправлявшихся в новый космический полет. И, пожалуй, больше всего за Валентину Терешкову. Валерий Быковский — мужчина, летчик. А Валя, она будет первой женщиной в космосе. Както выдержит…
И вот мы снова в Звездном, снова продолжаем свои занятия. Нам читают лекции, много времени проводим на спортивных площадках, в залах или плавательном бассейне. А еще больше — на различных функциональных тренажерах. Об этих тренажерах можно рассказывать много и долго. Но думается мне, что читатели со многими из них уже хорошо знакомы. Их описания можно…