Невероятно, но факт!

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас, заранее, проверить, сможет ли космонавт в специальном скафандре выходить из корабля в открытое космическое пространство.

Сергей Павлович был уверен, чго человек сумеет и вне корабля активно передвигаться и выполнять сложные работы. Однако были и другие мнения. Сейчас это может показаться неправдоподобным, но до проведения эксперимента на «Восходе2» в западной печати на полном серьезе высказывались мнения, что выход человека в открытый космос вообще невозможен, ибо, покинув защитные стены космического корабля, космонавт не выдержит встречи один на один с бесконечностью, его психика будет подавлена ее величием. И так далее в таком же роде.

К полету на корабле «Восход2» готовились Павел Беляев, командир корабля, и Алексей Леонов — его второй пилот, который и должен был первым из людей «открыть дверь» и через специальную шлюзовую камеру выйти «прогуляться» в пустоте космоса.

И конструкторы, и сами космонавты были уверены в успехе. Выход в открытый космос предварительно отрабатывался и опробовался в «бассейне невесомости». Скафандры проверялись в барокамере.

Были продуманы действия космонавтов в самых сложных «нештатных» ситуациях. Даже таких, при которых космонавт, выходя из корабля, мог вдруг лишиться сознания. Или, находясь в свободном полете вне корабля, почемулибо не смог бы вернуться назад в корабль. В таких случаях на помощь Леонову должен был прийти командир корабля Павел Иванович Беляев, он — тоже в скафандре — мог разгерметизировать кабину корабля, войти в шлюзовую камеру и оказать помощь Алексею.

Павел Иванович принадлежал как раз к таким надежным людям, сильным и волевым, которые способны были на любой подвиг ради друга и товарища. Спокойный, внешне даже немного угрюмый, он в душе был очень отзывчивым и добрым человеком.

В отряде Павел Иванович считался «стариком». Он окончил летное училище еще в годы войны и успел попасть на Дальний Восток, на фронт. На его счету было несколько боевых вылетов.

К молодым космонавтам он относился с отеческой заботой. Это не мешало ему быть предельно требовательным. Прямо и честно говорил любому собеседнику все, что о нем думал, не терпел показухи, внешней парадности, подхалимства. Не любил громких слов, прикрывающих безделье, отсутствие принципов.

Полет «Восхода2» начался весьма успешно. Корабль вышел на расчетную орбиту, и уже на третьем витке экипаж корабля приступил к проведению главного эксперимента — выходу в открытый космос.

Я в это время выполнял роль оператора по связи с кораблем. Одна из моих задач — так скоординировать выход Леонова в космос, чтобы миллионы телезрителей увидели его на своих экранах. В этот момент я думал только об одном, чтобы Алексей не поднял крышку люка до того, как «картинка» возникнет на экране.

Но вот появилось изображение. На экранах мы видим «Восход». Люк еще закрыт. Сообщаю экипажу о начале телепередачи. Секунды тянутся томительно, кажется, что выход задерживается… Прикидываю, что делать, если времени связи не хватит для того, чтобы показать телезрителям полную панораму работы человека в открытом космосе.

Но беспокойство было напрасным — вовремя сдвинулась и приподнялась крышка люка. Из нее появилась голова космонавта. Вот уже видны его плечи. Леонов присел на краешек люка, помахал телекамере рукой, мы приняли этот жест как приветствие и громко закричали «ура!». И тут все услышали голос Павла Ивановича. Он произнес только одну фразу, которая стала исторической: «Внимание! Человек вышел в открытое космическое пространство!»

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 12

«Стыковка» на земле Во время полета корабля по космической орбите космонавт находится в состоянии невесомости. На Земле воспроизвести состояние невесомости чрезвычайно трудно. Но ученые сумели создать и такие тренажеры. Из салона обыкновенного пассажирского воздушного лайнера Ту104 убрали кресла, стены обили толстым слоем мягкого поролона, и самолет превратился в «летающую лабораторию» — «бассейн невесомости». Летчик поднимает…

Часть 13

В космосе и на земле получена свежая почта Но тишина и одиночество — это еще не все обязательные условия испытаний. В сурдокамере мы обычно проводили дни и ночи по необычному графику. Он мог быть «перевернутым» — то есть, когда за стенами сурдокамеры день, у нас в камере «ночь», и мы должны спать, а когда все…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!