Невероятно, но факт!

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно.

И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей…

Когда Павел Беляев и Алексей Леонов готовились уже к спуску на Землю, они обнаружили, что после отделения от спускаемого аппарата шлюзовой камеры автоматическая система ориентации корабля стала работать не в расчетном режиме, корабль вместо того, чтобы сориентироваться по Солнцу и застабилизировать свой полет, продолжает медленно и беспорядочно вращаться. Чтобы спустить корабль на Землю, необходимо затормозить его движение по орбите.

Для этого требуется развернуть его двигательной установкой вперед по ходу движения так, чтобы выдаваемый импульс при включении двигателей был направлен точно против движения корабля. Если ориентация корабля окажется недостаточно точной, то корабль может получить дополнительный импульс, который не только не затормозит его полет, но даже несколько ускорит, что приведет к переходу корабля на новую, более высокую орбиту, с которой спуск на Землю станет затруднительным или даже совсем невозможным. Такое уже случилось однажды, когда пассажирами корабляспутника были две собачки…

Система ориентации включается автоматически. Обычно это происходит в тот момент, когда корабль находится вне пределов радиовидимости наших пунктов управления. О том, что на «Восходе2» эта система не сработала, мы не знали и спокойно ждали сообщений о подходе корабля к Земле. Однако инструкцией предусмотрен выход на контрольную связь даже тогда, когда корабль проходит плотные слои атмосферы и все знают, что связь с ним невозможна. И вдруг мы неожиданно услышали позывные «Восхода»: «Я — Алмаз! Я — Алмаз!»

На какоето мгновение показалось, что произошла ошибка во времени и мы получили сигнал еще до начала спуска корабля с орбиты. Но все тут же разъяснилось — командир сообщал о неполадках в системе ориентации и просил разрешения взять управление на себя; сориентировать корабль с помощью ручной системы управления.

Времени на раздумье было мало — каждую минуту корабль пролетал по орбите около пятисот километров — расстояние почти от Москвы до Ленинграда.

Юрий Алексеевич Гагарин твердо заявил членам Государственной комиссии о том, что экипаж подготовлен отлично и справится с ручным управлением. Слово было за Главным конструктором. Сергей Павлович Королев думал ровно полминуты. В Центре управления воцарилась мертвая тишина, и в этой тишине громко и спокойно прозвучали слова Главного: «Разрешаю перейти на ручное управление».

Павел Беляев действовал решительно. Он вручную уверенно сориентировал корабль, в заданное время на очередном витке включил тормозную двигательную установку. Корабль сошел с орбиты и устремился к Земле. Далее спуск проходил в автоматическом режиме. Надежно сработала парашютная система посадки.

Четкие и точные действия командира и его второго пилота наглядно показали, что человек на борту космического корабля совсем не «пассивный наблюдатель» за «разумными» автоматами, как пытались утверждать некоторые специалисты.

Конечно, автоматы могут многое. Их вклад в космонавтику неоценим. Они есть и будут важным инструментом познания окружающего мира.

Но в то же время познание мира — это творчество. Могут ли автоматы полностью заменить пилотаисследователя? Конечно, нет. Мы осваиваем вселенную не для машин, а для человека. Это ни в коей мере не исключает наличия автоматических устройств на борту космического летательного аппарата. Не сомневаюсь, что с каждым годом таких автоматических устройств на борту корабля будет больше, они будут еще «умнее» и круг их применения расширится. И всетаки космическая техника не станет от этого менее «человеческой» и человек попрежнему будет хозяином на борту корабля.


«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 4

Наши тренеры постоянно внушали нам, что без отличной физической закалки полет в космос невозможен. Физическая подготовка развивает силу, воспитывает ловкость, находчивость, смелость, выносливость, вырабатывает хорошую координацию движений. Все эти качества особенно необходимы космонавту в космическом полете. Космонавтов в полете ждут многократные перегрузки, длительная невесомость и другие необычные факторы… Медикам и тренерам по физической подготовке всегда…

Часть 5

У космического порога На практических занятиях мы не только учились оказывать первую медицинскую помощь друг другу, но и проводить наблюдения за состоянием здоровья и своего собственного, и здоровья своих товарищей. Бесконечное число раз измеряли давление крови, температуру, объем легких, подсчитывали пульс, частоту дыхания, брали кровь для анализов и т. д. и т. п. Медицинских занятий…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!