Невероятно, но факт!

Часть 11

И вот мы снова в Звездном, снова продолжаем свои занятия. Нам читают лекции, много времени проводим на спортивных площадках, в залах или плавательном бассейне. А еще больше — на различных функциональных тренажерах.

Об этих тренажерах можно рассказывать много и долго. Но думается мне, что читатели со многими из них уже хорошо знакомы. Их описания можно найти и в репортажах журналистов, пишущих о космосе, о них подробно рассказывали в своих книгах мои товарищикосмонавты. И все же мне хочется хотя бы только перечислить все те основные тренажеры, на которых пришлось много поработать, отдать немало сил и нервной энергии.

Еще до поступления в отряд космонавтов на некоторых из этих тренажеров нас проверяли на способность переносить те или иные необычные факторы космического полета. Известно ведь, что разные люди поразному реагируют на тепло и холод, неодинаково ведут себя в условиях пониженного атмосферного давления. Одни страдают горной болезнью, другие нет, одни спокойно переносят качку на корабле, другие реагируют на нее очень остро.

То же самое можно сказать и о перегрузках и о невесомости. Из нескольких сот вполне здоровых летчиков, проходивших испытания перед зачислением в первый отряд космонавтов, было отобрано всего Двадцать человек… Немало кандидатов отсеялось и при новом пополнении.

Когда же мы приступили к занятиям по программе общей подготовки космонавтов, то опять прошли через те же испытания, только на этот раз и нагрузки были более высокими и времени для работы на тренажерах отводилось больше. И задачи теперь были иными — раньше проверяли нашу «прочность», теперь повышали ее, готовя тем самым к встречам со всякими неожиданностями во время космического полета. Расчет был такой — чем больше мы будем тренироваться на земле, тем там, в космосе, сумеем быстрее адаптироваться к его необычным условиям. Ведь то, что заранее испытано и перепробовано, потом переносится значительно легче и не вызывает острых отрицательных эмоций.

Одним из первых тренажеров, с которым пришлось нам встретиться в Звездном городке, была центрифуга.

На центрифугах воспроизводятся перегрузки, с которыми приходится встречаться летчикам в полете на реактивных самолетах, а космонавтам на космических кораблях. Правда, космонавты испытывают перегрузки более значительные и продолжительные. Поэтому и тренироваться на центрифугах нам приходится больше.

Хорошими тренажерами, которые также создают значительные перегрузки, являются лопинги (своеобразные качели) и ренские колеса.

При нештатных ситуациях в полете могут возникать и так называемые «ударные» перегрузки. Их можно воспроизвести на тренажере, называемом катапультой.

При старте, кроме нерегрузок, на организм космонавта весьма значительное и далеко не самое приятное воздействие оказывают сильные вибрации ракетнокосмической системы. Поэтому все космонавты проходили через тренировки на вибростенде. Трясет этот вибростенд так, что порою кажется, будто вотвот вытряхнет из тебя всю душу…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 3

У космического порога Следующее занятие — и снова чудесная встреча. Мы знакомимся с космическим кораблем. Тем самым «Востоком», на котором летал Гагарин. Перед нами не макет, а частичка самого настоящего корабля, вернувшегося на Землю из космоса, — спускаемый аппарат. Мы рассматривали его покрытую окалиной обшивку. Заглядывали внутрь и внимательно знакомились с устройством его кабины. Первые…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!