Невероятно, но факт!

Часть 14

Место выбирается вдали от населенных пунктов, чтобы космонавты чувствовали себя ближе к реальным условиям вынужденной посадки корабля. Пользоваться экипаж мог только самим кораблем, его парашютом и предметами НАЗа — неприкосновенного аварийного запаса, который по штатной комплектации положено иметь на каждом корабле. В НАЗ входит запас продовольствия и воды, некоторые необходимые предметы — карманный фонарик, ножмачете, рыболовные крючки, пистолет с патронами, сигнальные ракеты — почти все, что имелось в сундучке у Робинзона, когда он попал на необитаемый остров, плюс к этому еще и небольшая радиостанция.

От космонавтов во время тренировок требовалось умение в любых условиях быстро оборудовать убежище из подручных средств (на случай непогоды и длительного ожидания), суметь развести костер и добыть себе чтонибудь съедобное.

Зимой мы строили дома из снега. Рыбалка почти исключалась, а охота не приносила ожидаемых результатов — приходилось пользоваться исключительно продуктами НАЗа. Летом прожить в лесу несколько дней было проще, но, как правило, летом проводились тренировки в пустынной местности. Суметь укрыться от изнуряющей жары, сохранить воду — дело, оказывается, совсем непростое.

Весной и осенью самой большой неприятностью была распутица и частые дожди, ночные заморозки. Но мы и в такой обстановке научились неплохо устраиваться.

Особую сложность представляли тренировки при посадке на воду. Надо было научиться быстро покидать «космический дом» на плаву, предварительно надев гидрокостюмы. Когда в спускаемом аппарате ты один — это не так уж сложно. Но обычно нас было двое или трое. Тогда приходилось трудновато. Мы отрабатывали порядок одевания, взаимопомощь, страховку. Малейшая торопливость и неосторожность могли и приводили к проколу гидрокомбинезона, и тогда в него проникала вода. Продержаться на плаву было невозможно, намокало белье, пропадала плавучесть…

Все допущенные промахи и ошибки в этих жестких условиях запоминаются особенно хорошо и заставляют понять, что ждет тебя в случае вынужденной посадки. Каждая тренировка учила нас действовать четко, осмотрительно, со знанием дела.

При подготовке к тренировкам на «выживаемость» мы много читали охотничьей, приключенческой и специальной литературы о рыбной ловле, съедобных травах и повадках животных, о постройке шалашей и разных убежищ, способах разведения костра.

Поначалу многим из нас хотелось превратить эти тренировки в подобие «пикников» или в обычный воскресный отдых на природе. Но методисты были дальновидны и тщательно выбирали время и место тренировок, так, чтобы исключить подобные настроения, избежать условностей, заставить почувствовать реальные трудности, а главное — научить успешно их преодолевать.

Жизнь не один раз подтверждала целесообразность и полезность подобных тренировок. Я еще расскажу о случаях, когда экипажам приходилось туго, и они успешно справлялись с трудностями только потому, что были готовы к ним.

Пока в Центре шли обычные занятия по программе общей подготовки космонавтов, на предприятиях, где создавались космические корабли, заканчивалась работа над макетом трехместного «Восхода».

Первый полет на этом корабле должен был послужить проверкой и испытанием не только самого корабля, но и коллектива космонавтов — сможет ли слаженно работать в необычных условиях космического полета не один человек, а целая группа, состоящая из специалистов совершенно разных областей человеческой деятельности?

Казалось бы, и так все ясно: если может летать в космосе один человек, почему же не сможет полететь и группа? На Земле ведь человек привык трудиться в коллективе. Однако проблема эта не так проста, как может показаться на первый взгляд.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 3

У космического порога Следующее занятие — и снова чудесная встреча. Мы знакомимся с космическим кораблем. Тем самым «Востоком», на котором летал Гагарин. Перед нами не макет, а частичка самого настоящего корабля, вернувшегося на Землю из космоса, — спускаемый аппарат. Мы рассматривали его покрытую окалиной обшивку. Заглядывали внутрь и внимательно знакомились с устройством его кабины. Первые…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!