Часть 14
Место выбирается вдали от населенных пунктов, чтобы космонавты чувствовали себя ближе к реальным условиям вынужденной посадки корабля. Пользоваться экипаж мог только самим кораблем, его парашютом и предметами НАЗа — неприкосновенного аварийного запаса, который по штатной комплектации положено иметь на каждом корабле. В НАЗ входит запас продовольствия и воды, некоторые необходимые предметы — карманный фонарик, ножмачете, рыболовные крючки, пистолет с патронами, сигнальные ракеты — почти все, что имелось в сундучке у Робинзона, когда он попал на необитаемый остров, плюс к этому еще и небольшая радиостанция.
От космонавтов во время тренировок требовалось умение в любых условиях быстро оборудовать убежище из подручных средств (на случай непогоды и длительного ожидания), суметь развести костер и добыть себе чтонибудь съедобное.
Зимой мы строили дома из снега. Рыбалка почти исключалась, а охота не приносила ожидаемых результатов — приходилось пользоваться исключительно продуктами НАЗа. Летом прожить в лесу несколько дней было проще, но, как правило, летом проводились тренировки в пустынной местности. Суметь укрыться от изнуряющей жары, сохранить воду — дело, оказывается, совсем непростое.
Весной и осенью самой большой неприятностью была распутица и частые дожди, ночные заморозки. Но мы и в такой обстановке научились неплохо устраиваться.
Особую сложность представляли тренировки при посадке на воду. Надо было научиться быстро покидать «космический дом» на плаву, предварительно надев гидрокостюмы. Когда в спускаемом аппарате ты один — это не так уж сложно. Но обычно нас было двое или трое. Тогда приходилось трудновато. Мы отрабатывали порядок одевания, взаимопомощь, страховку. Малейшая торопливость и неосторожность могли и приводили к проколу гидрокомбинезона, и тогда в него проникала вода. Продержаться на плаву было невозможно, намокало белье, пропадала плавучесть…
Все допущенные промахи и ошибки в этих жестких условиях запоминаются особенно хорошо и заставляют понять, что ждет тебя в случае вынужденной посадки. Каждая тренировка учила нас действовать четко, осмотрительно, со знанием дела.
При подготовке к тренировкам на «выживаемость» мы много читали охотничьей, приключенческой и специальной литературы о рыбной ловле, съедобных травах и повадках животных, о постройке шалашей и разных убежищ, способах разведения костра.
Поначалу многим из нас хотелось превратить эти тренировки в подобие «пикников» или в обычный воскресный отдых на природе. Но методисты были дальновидны и тщательно выбирали время и место тренировок, так, чтобы исключить подобные настроения, избежать условностей, заставить почувствовать реальные трудности, а главное — научить успешно их преодолевать.
Жизнь не один раз подтверждала целесообразность и полезность подобных тренировок. Я еще расскажу о случаях, когда экипажам приходилось туго, и они успешно справлялись с трудностями только потому, что были готовы к ним.
Пока в Центре шли обычные занятия по программе общей подготовки космонавтов, на предприятиях, где создавались космические корабли, заканчивалась работа над макетом трехместного «Восхода».
Первый полет на этом корабле должен был послужить проверкой и испытанием не только самого корабля, но и коллектива космонавтов — сможет ли слаженно работать в необычных условиях космического полета не один человек, а целая группа, состоящая из специалистов совершенно разных областей человеческой деятельности?
Казалось бы, и так все ясно: если может летать в космосе один человек, почему же не сможет полететь и группа? На Земле ведь человек привык трудиться в коллективе. Однако проблема эта не так проста, как может показаться на первый взгляд.
«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов
В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, — рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…
Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….
Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…
Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…
Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…
Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…
Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…
Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…
Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…
В космосе и на земле получена свежая почта Но тишина и одиночество — это еще не все обязательные условия испытаний. В сурдокамере мы обычно проводили дни и ночи по необычному графику. Он мог быть «перевернутым» — то есть, когда за стенами сурдокамеры день, у нас в камере «ночь», и мы должны спать, а когда все…