Невероятно, но факт!

Часть 9

Николай Константинович требовал, чтобы перед выполнением любого сложного упражнения с парашютом мы его мысленно проигрывали, строили, как он говорил, «мысленный тренажер», продумывали все свои действия не только при нормальном спуске, но и в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Позже я убедился, какое это важное качество для космонавта — уметь проигрывать в голове все условия прыжка с парашютом, да и не только его. Космонавту на тренировке приходится воображением создавать всю обстановку космического полета, представлять все возможные ситуации и свои ответные действия на них, находить правильные решения в любом положении.

Даже после того, как у нас в Центре были установлены самые совершенные комплексные тренажеры, на которых с помощью электронно-вычислительной техники можно было воспроизвести любые мыслимые и немыслимые ситуации полета, все же роль парашютной подготовки осталась прежней.

Комплексные тренажеры, обладая всеми необходимыми для тренировки качествами, не обладали одним, главным из них — свойством вызывать эмоциональную напряженность.

Работая на тренажере, космонавт привыкает к мысли, что любую ситуацию можно переиграть, каждое ошибочное действие исправить, вернуться в исходное положение и все повторить сначала.

Самая сильная сторона парашютной подготовки именно в том и заключалась, что в ней органично сливались теория и практика. При прыжке уже ничего нельзя изменить, переиграть, повторить сызнова все то, что было задумано, намечено и не удалось выполнить в надлежащее время…

Завершив все предусмотренные программой прыжки, мы вернулись в Центр и снова «сели за парты». А несколько дней спустя провожали на космодром Валерия Быковского, Валентину Терешкову и их дублеров. Улетала также большая группа наших товарищей, которой предстояла работа в Центре управления полетом.

Потом настала и наша очередь. Звездный покидали все остальные члены нашего отряда. Мы разъезжались по разным районам страны, где размещались НИПы — наземноизмерительные пункты и пункты коротковолновой и ультракоротковолновой связи с космическими кораблями. Одни спешили в Крым, другие в Сибирь, третьи на Дальний Восток. Все НИПы были расположены так, чтобы большая часть полета космических кораблей проходила в пределе их радиовидимости. Поэтому даже в отдаленные точки Мирового океана выходили специально оснащенные корабли Академии наук СССР, которые там выполняли роль НИПов.

На пункт связи, на котором мне пришлось поработать, мы вылетели небольшой группой — товарищи по отряду, специалисты по космической технике, врачи.

Наша задача состояла в том, чтобы в момент прохождения космических кораблей в зоне нашего пункта поддерживать с ними связь, принимать донесения, анализировать их и передавать в Центр управления полетом. А если вдруг поступит тревожное сообщение о какихлибо неполадках в работе систем корабля, оперативно помочь космонавтам разобраться в причинах этих неполадок, найти пути к их устранению и подсказать, как разумнее всего действовать, чтобы ликвидировать эти неполадки.

Естественно, для того чтобы иметь право давать советы, подсказывать чтолибо, мы сами должны были хорошо знать все системы корабля, мельчайшие детали программы полета, характер проводимых экспериментов, иметь представление о различных нештатных ситуациях, которые могли возникнуть на борту корабля, и о путях их устранения. Вот почему в Звездном мы так же, как и назначенные на полет космонавты и их дублеры, тоже изучали материальную часть «Востоков» и программу их полета.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 13

В космосе и на земле получена свежая почта Но тишина и одиночество — это еще не все обязательные условия испытаний. В сурдокамере мы обычно проводили дни и ночи по необычному графику. Он мог быть «перевернутым» — то есть, когда за стенами сурдокамеры день, у нас в камере «ночь», и мы должны спать, а когда все…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!