Невероятно, но факт!

Часть 7


Перед тренированными полетами на вертолете.
Шаталов второй слева, Леонов и Малбтевич в центре

Перед тренированными полетами на вертолете. Шаталов второй слева, Леонов и Малбтевич в центре


Не скрою — с большим волнением мы ждали этой встречи. До приезда в Звездный городок личность Главного конструктора для нас была почти мифической. О нем рассказывали легенды — и о его удивительных способностях, и о довольно сложном характере и железной требовательности.

Входим в большой светлый кабинет, садимся по обе стороны длинного стола и ждем. Вот сейчас откроется дверь, и мы увидим этого необыкновенного Человека, под руководством которого была проложена дорога в космос…

Не знаю, как чувствовали себя мои товарищи, но я очень волновался, ибо хорошо понимал всю важность этой встречи. Совсем недавно о ее возможности я не мог и мечтать!

И вот он вошел. Очень просто и скромно одет. Вроде бы и нет в нем ничего таинственного и загадочного. Только, пожалуй, глаза — большие, удивительно острые, глубокие и внимательные, как-то отличали его от других. В каждом движении, слове, жесте чувствовалась сдержанная, но уверенная сила.

Без всяких предисловий академик Королев начал знакомиться с нами. Подходил к каждому, пожимал руку, задавал несколько вопросов. Внимательно оглядывал, будто оценивал способности и возможности своего собеседника.

Видимо, Сергей Павлович остался доволен знакомством. Он улыбался, шутил, пытался наладить общую непринужденную беседу, но… она все както не клеилась. Наверное, взволнованные встречей, мы были скованны, сдержанны, немногословны.

Видя, что живого разговора не получается, Сергей Павлович сам стал рассказывать нам о предстоящем полете двух новых «Востоков».

Он подчеркнул, что рейсами Быковского и Терешковой завершится серия полетов одноместных кораблей и на орбиту будет выведен первый многоместный корабль. Проект этого корабля был уже готов.

— Однако, — продолжал Сергей Павлович, — все это только начало, завтрашний день космонавтики — создание крупных орбитальных станций, которые смогут служить как для исследовательских целей, так и в качестве своеобразных пристаней для космических кораблей.

Сейчас, я уверен, читатель не чувствует в этих словах ничего необычного, удивительного. Но подумайте, ведь это говорилось весной 1963 года, когда в космосе в одноместных кораблях орбитальные полеты совершили всего 7 человек — четверо наших космонавтов и трое американских астронавтов…

А Сергей Павлович говорил уже о том, что на повестку дня космонавтики поставлены вопросы маневрирования кораблей на орбите, встречи и стыковки двух кораблей в космосе!

Этой проблеме Сергей Павлович посвятил большую часть своего разговора с нами. В заключение он сказал:

— От вас потребуется большое летное мастерство, чтобы там, в космосе, в условиях строгого дефицита времени и ограниченного запаса топлива точно сблизить один корабль с другим и надежно соединить их. Придется много тренироваться, упорно учиться делать это сначала на Земле, чтобы уже там, на орбите, действовать четко, смело и спокойно…

Сергей Павлович поразил нас грандиозностью и масштабностью планов предстоящих космических работ, убедил в их реальности и осуществимости.

Меня особенно заинтересовала мысль Сергея Павловича о возможной стыковке двух космических аппаратов на орбите. Как летчикистребитель, не раз отрабатывавший в небе полеты на перехват самолетов «противника», я представлял себе, какие трудности возникают при поиске и встрече с другими объектами, летящими на большой высоте с высокой скоростью.

 А тут — космос. Скорости и высота в десять раз больше, чем на истребителях. Было над чем задуматься… Но я, конечно, не мог тогда предположить, что в будущем именно мне первому предстоит принять участие в выполнении этого сложного маневра на орбите, состыковать два пилотируемых космических корабля и образовать первую в мире экспериментальную космическую станцию.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 8

Юрий Гагарин, Валентин Мухин, Владимир и Муза Шаталовы Вскоре после встречи с Главным конструктором мы отправились на один из подмосковных аэродромов, где намечались занятия по парашютной подготовке. В Центре подготовки космонавтов парашютным прыжкам отводилась особая роль. Это было связано прежде всего с тем, что на космических кораблях «Восток» программой предусматривалась возможность катапультирования пилота из корабля…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!