Невероятно, но факт!

Часть 3


У космического порога

У космического порога


Следующее занятие — и снова чудесная встреча. Мы знакомимся с космическим кораблем. Тем самым «Востоком», на котором летал Гагарин. Перед нами не макет, а частичка самого настоящего корабля, вернувшегося на Землю из космоса, — спускаемый аппарат. Мы рассматривали его покрытую окалиной обшивку. Заглядывали внутрь и внимательно знакомились с устройством его кабины.

Первые дни в Звездном пролетели как один миг. А за ними потянулись долгие, напряженные месяцы и годы нашей учебы и тренировок. Я и не подозревал тогда, что со дня прибытия в Центр и до первого моего старта в космос пройдет шесть длинных-предлинных лет!

С нашим приходом в Центр в отряде космонавтов образовалась новая группа, которой предстояло пройти все то, что уже прошли космонавты первого набора.

Первая группа, закончив курс общей подготовки космонавтов, обязательный для всех, приступила к специальным занятиям, рассчитанным на подготовку к конкретным полетам. В то время готовились к старту сразу два космических корабля «Восток-5» и «Восток-6».

Наша группа начинала с азов. Программа общей подготовки космонавтов была достаточно многообразной и весьма обширной. Она включала в себя теоретическую, техническую, летную, парашютную, медикобиологическую и физическую подготовку.

В теоретическую входили лекции и практические занятия по астрономии и физике верхних слоев атмосферы, метеорологии и навигации, баллистике и динамике полета, основам ракетнокосмической техники и автоматики, связи и электронновычислительной технике и многим другим дисциплинам.

Техническая подготовка заключалась в детальном  ознакомлении с конструкцией ракетносителей и космических кораблей — сначала «Восток», потом «Восход», а также в обучении работе с навигационным оборудованием корабля и средствами связи, а главное, в работе на различных космических тренажерах, на которых осваивались действия пилота космического корабля в разнообразных, в том числе и так называемых «нештатных» ситуациях, то есть не предусматриваемых программой, но могущих неожиданно возникнуть в ходе полета.

О парашютной и летной подготовке космонавтов я расскажу читателям несколько позже, а сейчас более подробно остановлюсь на физической и медикобиологической подготовке. Им отводилось чуть ли не самое большое место в наших программах.

Это поначалу показалось мне довольно странным. В самом деле, если все мы прошли сквозь плотное сито предварительного медицинского отбора, то это уже само по себе означало, что каждый из нас мог похвастать идеальным здоровьем.

И тем не менее программа физической подготовки предусматривала обязательную утреннюю зарядку с хорошей, если не сказать очень хорошей, нагрузкой, двухчасовые, а иногда и более продолжительные занятия физической культурой и спортом.

Тут была и гимнастика — обычная — на гимнастических снарядах, и атлетическая — с гантелями, эспандерами и штангами, акробатика и прыжки на батуте, плавание, в том числе и подводное, велосипед, лыжи и коньки, спортивные игры — теннис, футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч — гандбол — летом, а зимой — хоккей с шайбой и мячом, чуть ли не вся олимпийская программа.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 8

Юрий Гагарин, Валентин Мухин, Владимир и Муза Шаталовы Вскоре после встречи с Главным конструктором мы отправились на один из подмосковных аэродромов, где намечались занятия по парашютной подготовке. В Центре подготовки космонавтов парашютным прыжкам отводилась особая роль. Это было связано прежде всего с тем, что на космических кораблях «Восток» программой предусматривалась возможность катапультирования пилота из корабля…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!